14 июля 1980 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Пираты ХХ века». Его называют первым советским кинобоевиком. Фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката – в первый год его посмотрело 86,7 млн. зрителей.
Идея этого сюжета появилась у режиссёра Станислава Говорухина в 1977 году, когда он прочитал в «Известиях» заметку о захвате пиратами итальянского судна, перевозившего урановую руду. Правда, в реальной истории всё закончилось гораздо печальней: похитив 200 тонн груза, пираты убили всех членов экипажа. Естественно, что в кино должен был быть более оптимистичный конец.
Поскольку в тот момент Говорухин начал подготовку к съёмкам фильма «Место встречи изменить нельзя», он предложил снять этот фильм своему другу – режиссёру Борису Дурову, с которым в середине 1960-х работал над фильмом « Вертикаль». Сценарий писали вдвоём.
По воспоминаниям Дурова:
"Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль".
Именно Дуров предложил идею использовать в фильме каратэ, с помощью которого советские моряки дали отпор пиратам и сумели их победить. Этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно. Каждую сцену авторы защищали с боем. Для постановки сцен драк был приглашён Тадеуш Касьянов, которого считают основателем первой в СССР секции каратэ. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спортсмены — пиратов и советских моряков.
Кстати, одного из пиратов сыграл актёр и каскадёр Нартай Бегалин, чей день рождения отмечали вчера, 14 апреля.
Туземцев в картине изображали студенты крымского медицинского университета.
Старшего помощника в фильме сыграл советский и белорусский актёр Александр Беспалый.
Эта роль должна была быть больше, но, по воспоминаниям актёра, он не верил, что его утвердят, а потому дал согласие на участие в съёмках на студии «Беларусьфильм». Но неожиданно его утвердили на роль в "Пиратах ХХ века". Съёмки фильма проходили в море и были довольно длительными. Однажды Пётр Вельяминов привёз Беспалому телеграмму с вызовом на съёмки в Минск.
Что делать? Режиссер меня не отпускает. А это оказывается, уже не первая телеграмма, уже на красном бланке пришла. Вечером иду опять к режиссеру: давайте меня убьем. Так меня в сцене захвата застрелили из автомата. А после обеда меня уже отвезли в аэропорт.
(Из интервью Александра Беспалого).
Самое интересное, что впоследствии актёр не смог вспомнить, ради какого фильма он «погиб».
Съёмки в «Пиратах» чуть не стоили жизни Николаю Ерёменко (мл).
Одним из первых снимали эпизод, где его герой – Сергей, прыгает со скалы на палубу пиратского корабля. Когда включили камеру, Ерёменко разбежался, прыгнул и ….. промахнулся. Не долетев до борта корабля он ушёл под воду, где его стало тянуть под работающие лопасти винта. По воспоминаниям Ерёменко, его спасло чудо – он из последних сил сумел вынырнуть и отплыть от корабля.
Тяжело дались актёру и подводные съёмки эпизода, когда персонаж Николая Ерёменко спасает девушек из библиотеки.
Сцены затопления советского судна снимали в бассейне гостиницы "Ялта" в Массандре.
Вспоминает мастер спецэффектов Валерий Павлотос:
"Такое в открытом море снять не получилось бы. Две недели мы возводили полномасштабный макет коридоров и кают. А потом погрузили все это в бассейн. Правда, деревянные двери кают срывались с петель и всплывали. Пришлось их прикрутить болтами".
Сцену спасения снимали неделю. Николай Ерёменко по несколько часов находился в воде, много нырял и, в результате у него из носа шла уже не искусственная, а настоящая кровь. Приходилось останавливать съёмки.
Но зато после выхода фильма Ерёменко признали актёром года, а ещё за ним на долгие годы закрепился статус «секс-символа» советского кино.
Досталось на съёмках фильма и актрисе Наталье Харахориной, игравшей буфетчицу Машу, попавшую в заложницы к пиратам.
Когда снимали сцену избиения её героини, то, для большей достоверности, Нигматулин предложил наносить удары по-настоящему, но вполсилы, а Харахориной на спину под одежду закрепили подушки. На втором дубле Нигматулин так вошёл в образ, что у Харахориной потекли слёзы.
Сцену сняли, а когда Харахорина после этого пошла искупаться, оказалось, что вся её спина – сплошной синяк. Когда об этом узнал Нигматулин, то актрисе пришлось его утешать.
Я же понимала, что он разошёлся не со зла. Не рассчитал удары. А я ради хорошего результата жаловаться не стала.
Между актёрами завязалась дружба. Как-то после съёмок они отправились в прибрежное кафе, где просидели до ночи.
А ещё Талгат признался, что я ему нравлюсь. Я честно сказала, что не могу ответить на его чувства и уважаю его как друга. После этого разговора у нас сложились прекрасные приятельские отношения.
Харахорина не смогла признаться актёру, что он тоже ей нравился, ибо Талгат в то время был женат на выпускнице ВГИКа Халиме Хасановой, а для Харахориной роман с женатым мужчиной был неприемлем.
Для актёра Талгата Нигматулина роль пирата Салеха в этом фильме стала самой известной.
Зрители могут вспомнить ещё его в роли индейца Джо в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна», китайского бандита в «Государственной границе» и внедрённого в банду сотрудника ЧК Хана в фильме «Один и без оружия».
К сожалению, судьба этого талантливого актёра сложилась трагически.
Талгат Нигматулин погиб в Вильнюсе 11 февраля 1985 года на 36-м году жизни. Он увлёкся восточной философией и вступил в секту, руководителями которой оказались преступники. Духовные братья забили его до смерти за, как они посчитали, неповиновение наставнику секты.
Когда фильм принимали, то были высказаны претензии, связанные с излишним, по мнению чиновников, количеством сцен насилия. В итоге фильм чуть было не отправился «на полку». К счастью, по установленной традиции знакомить руководителя страны с новинками кино, фильм отвезли Брежневу на дачу. Леониду Ильичу фильм очень понравился, он так горячо сопереживал персонажам, что судьба картины была решена – она вышла на экран.
Мало кто знает, но у этого фильма должно было быть продолжение. Был написан сценарий, но ни Николаю Ерёменко, ни Талгату Нигматулину он не понравился и они отказались от участия в этой работе. В результате сценарий был переработан под других героев, все привязки к «Пиратам ХХ века» были убраны, и в 1986 году фильм вышел на экраны. Это была картина «Тайны мадам Вонг».
В одном из интервью 2000 года Николай Ерёменко говорил об идее снять фильм «Пираты ХХ I века», но финансирования под этот проект найти не удалось.
А может быть это и к лучшему?
Во всяком случае и сейчас, спустя более 40 лет «Пираты ХХ века» остаются одной из самых зрелищных картин советского кино.
А как Вы считаете?
Поделитесь этой статьёй, напишите своё мнение, оставляйте комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.