Данная статья относится к Категории: Построение научных моделей
«Идея рассмотрения двойственных эвристик заимствована автором у С. Ю. Маслова (из его письма к А. А. Любищеву от 3 мая 1971 года).
Там же описаны первые семь пар из приводимых далее эвристик в несколько отличной от даваемой ниже формулировке. Несмотря на довольно абстрактную форму этих эвристик, выбор той или иной из них существенно предопределяет ход исследования - эвристика говорит нам, что может служить ответом на задачу, а что мы отказываемся принимать как таковой.
Тем самым сужается круг поисков возможных решений. Впрочем, лучше начать непосредственно с перечня из девятнадцати пар эвристик, которые мы разделяем на Н-эвристики и Р-эвристики (условно различая их по их тяготению к номинализму и реализму):
1Н — индивидуальная вещь важнее идеи; подлинное существование имеют только индивидуальные объекты, следовательно, ищи конкретные свойства индивидуума;
1Р — идея важнее своего воплощения; следовательно, изучая конкретный предмет, нужно искать воплощенную в нём идею;
2Н — исследовать целое нужно путём сведения его к элементарным частям, которые определяют свойства целого;
2Р — нужно изучать специфику целостного объекта, а в его частях искать проявления целого;
ЗН — искать, как внешняя среда определяет внутренние свойства объекта (влияет на внутренние свойства);
ЗР — искать, как внутренние свойства объекта формируют внешнюю среду;
4Н — описывать, не объяснять;
4Р — важнее объяснять, чем описывать;
5Н — измерять явления числами - стремиться к количественной характеристике наблюдаемых феноменов;
5Р — числа правят миром; следовательно, нужно искать математические структуры, лежащие в основе феномена;
6Н — искать объективное описание явлений, инвариантное по отношению к различным наблюдателям и способам представления;
6Р — искать описания явлений с позиций разных наблюдателей, не смущаясь противоречивостью субъективных описаний;
7Н — расщеплять объект и субъект, четко отделять объективное от субъективного;
7Р — признавать, что познание есть результат слияния познающего субъекта с познаваемым объектом, стремиться к такому слиянию;
8Н — искать причинно-следственные связи между явлениями;
8Р — искать смысл явлений, проявляющийся в целях;
9Н — сводить явления к первичной реальности, фиксировать уровень описания;
9Р — признавать разные уровни реальности, учитывать разные уровни при описании сущего (объект и его меру, практику и идеал);
10Н — всякая информация связана с некоторым носителем. При изучении информационного процесса следует искать физический носитель информации и конкретный код;
10Р — искать информацию, независимую относительно физических свойств её носителя и способа кодирования;
11Н — все существенное надо искать в модельных примерах;
11P — искать общую аксиоматику, гарантирующую нужные свойства в модельных примерах. Искать теорию, воплощенную в данном классе моделей;
12Н — искать законы сохранения: что сохраняется и при каких условиях?
12Р — искать ресурсы развития в нарушениях законов сохранения;
13Н — не вводить новые сущности («бритва Оккама»);
13Р — вводить новые сущности (вообще неизвестные факторы) там, где они могут быть охарактеризованы и обладают объяснительной силой;
14Н — не различать то, что несущественно в данной ситуации;
14Р — помнить, что процедуры отождествления многообразны и нетривиальны, поэтому нужно тщательно исследовать принципы отождествления;
15Н — рассматривать всё в историческом развитии;
15Р — рассматривать явления системно, в рамках логических связей, отвлекаясь от исторических случайностей;
16Н — в описании мира важен смысл, а не способ его выражения;
16Р — существенно, как выражено описание. Следует искать наиболее адекватный способ описания в естественной системе понятий;
17Н — истина, добро и красота историчны и конвенциональны; критерии истинности, эстетичности и нравственности следует рассматривать в исторической парадигме;
17Р — существуют абсолютные истина, добро и красота, относительно которых следует оценивать все сущее;
18Н — теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта;
18Р — теория о сложном объекте, имеющаяся у исследователя, может быть частично продуктом деятельности самого объекта;
19Н — объект не зависит от факта существования теории, описывающей этот объект;
19Р — объект может претерпевать внутренние изменения под влиянием теории, описывающей этот объект. […]
Рассматривая перечень эвристик, можно сразу усмотреть следующие его особенности. Приведенные эвристики частично коррелированы - мы не старались вычленить независимые эвристики.
Список эвристик открыт для дальнейшего пополнения - он никак не претендует на завершенность. Исследователь вовсе не обязан принимать альтернативу - пользоваться Н-эвристиками или Р-эвристиками. Он их может комбинировать в произвольном сочетании и даже пользоваться Н-эвристиками и Р-эвристиками с одним и тем же номером.
Главное в этом перечне - это идея о том, что можно пользоваться (и весьма плодотворно) дополнительными эвристиками.
Наоборот, абсолютизирование одной из эвристик с моральным запретом на дополнительную к ней ведет к трудностям как в описаниях науки, так и в методологии научного описания реальности. С этой точки зрения нельзя не увидеть некоторое преимущество Р-эвристик. Они устроены так, что как бы подразумевают законность применения соответствующих Н-эвристик. С другой стороны, «бритва Оккама» (сама по себе часто игравшая полезную роль) легко превращается в гильотину».
Шрейдер Ю.А., Сложные системы и космологические принципы, в Cб.: Противоположности и парадоксы (Методологический анализ) / Под ред. И.А. Герасимовой, М., «Канон +»; «Реабилитация», 2008 г., с. 292-295.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЯ ПО И.Л. ВИКЕНТЬЕВУ — видео, 2 мин
+ Ваши дополнительные возможности:
Уже 16 000 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом