Найти тему

Почему для успешного обучения так важны две вещи: форма и уважение к учителю.

Традиционная педагогика во всех странах (и в России тоже) держалась на прочном фундаменте принципов и правил, очень важными из которых неизменно оставались соблюдение формы одежды и уважение к учителю, как непререкаемому авторитету. Но в конце 80-х повеял ветер перемен и вместе с СССР рухнули общественные и образовательные институты, школьную форму с позором изгнали из рекреаций школы, а с ней вместе упразднили и уважение к учителю.

"Форма? Это насилие над личностью! Это стандартизация, которая убивает на корню индивидуальность! Всех под одну гребенку! Форма душит детей, делает их безликой массой" Так кричали во всех прогрессивных средствах массовой информации и эти освободительные передовые идеи быстро овладели массовым сознанием.

Классы запестрели всеми цветами и формами: мини-юбки, полосатые свитера, яркие принты, джинсы, майки, шорты, лосины, символика за гранью добра и зла, как символ самовыражения и гражданского протеста.

-2

"Учитель? А он что, святой? Хватит терпеть власть и тиранию педагогов! Ломают психику детям! Из-за этих учителей все беды в нашей стране!" Такие возгласы, возникнув среди определенного круга людей, которые считают, что им не повезло в школе, вскоре стали фактом массового сознания, общественным трендом.

И оказалось, что учителя-то это никакие не удивительные люди, не небожители, слово которых было законом, что это самые обыкновенные вредные тетки, что у них масса недостатков, что с ними, в конце-концов, можно сделать все: написать жалобу, уволить, наорать и даже ударить. Можно заставить учителя стать чем-то вроде лакея ученика. И вскоре учителям стало очень трудно учить детей. В смысле "давать" знания. Петя не знает предмет? Учитель виноват - значит, не смогла заинтересовать, увлечь. Боря матерится в школе? Но он же ребенок, а вот учитель почему не удержал от сквернословия? Марина прогуливает уроки? Опять учителя к ответу. Артёмке поставила "двойку"? Совсем "училка" распоясалась! Ребенку психику ломает. Гнать таких учителей.

И вот все пошло, как по маслу: у "ребенков" одни права, у "училок" одни обязанности. Море "четверок" и "пятерок", а знаний "ноль". И дети, которые в школе воспринимают учителей, как обслуживающий персонал, которые не выработали навыки преодоления трудностей, не научились трудиться за знания, и уж ,тем более, не привыкли выполнять требования и признавать авторитеты, - выходят в жизнь действительно с поломанной психикой, но только психику эту сломали не учителя, а новые тренды, которые так горячо проводят в жизнь родители. Но жизнь, как говорит поговорка, "баба шутливая".

И вскоре оказывается, что те компетенции, которым так и не дали сформироваться в школе, необходимо нужны в жизни. Уже не говоря о знаниях. И отсюда - многочисленные крахи, трагедии и кризисы.

-3

Нет, я не хочу сказать, что уважение к учителю и соблюдение формы: это панацея, некая гарантия жизненного успеха. Нет, конечно. Но это очень важная составляющая формирования устойчивой, психологически здоровой человеческой личности.

Попробуем посмотреть в сущность явлений. Форма - это, прежде всего, объединение, стабильность, опоры и границы. А соблюдение этих критериев необходимо для формирования человека. Ибо человек социален по своей сути. Ему важно чувствовать свою принадлежность социальному целому: семье, группе, коллективу класса. Форма дает ощущение безопасности, сопричастия. Форма мягко, ненавязчиво помогает ребенку усвоить новую роль: роль ученика. Форма дисциплинирует. Когда мы надеваем костюм, белую рубашку и туфли, наше поведение меняется словно само по себе. Меняется осанка, взгляд, движения, настрой. Также и детям форма помогает стать школьником. Недаром сказано: "Блюди форму, а содержание подтянется".

А уважение к авторитету учителя? Это совсем просто. Не будем забывать, что в своей биологической основе мы являемся высшими млекопитающими - приматами. И этот факт нельзя игнорировать. А в стае приматов обучение, передача опыта, происходит только по вертикали. Маленькая обезьянка учится у той, которая выше по иерархии, по статусу. Иначе не происходит. Эти закономерности заложены в нашу природу. Уважать учителя нужно хотя бы потому, чтобы успешно осваивать знания. Нельзя научится ничему у того, кого не уважаешь, к кому относишься, как к обслуге.

И последнее: я вовсе не за власть авторитетов. Не за стандартизацию и обезличивание. Не за подавление индивидуальности. как раз наоборот. Но вы посмотрите: мы разрушили многие, как нам казалось, ненужные, вещи, в том числе, школьную форму, и безусловное уважение и признание авторитета учителя.

А что в результате? Мы не получили поколения свободных, ярких индивидуальностей. Напротив: идет обезличивание и стирание различий, растет количество людей, потерявших опоры в этой жизни, растет обесценивание самой жизни. Авторитет учителя, который сначала для ребенка является чисто внешним атрибутом, со временем им интериоризируется, присваивается, становится его внутренним достоянием. И на этой основе формируются внутренние опоры личности.

Так что, нам есть над чем подумать. И есть, к чему вернуться. В измененном виде, конечно (нельзя дважды вступить в одну реку), но мы должны, я думаю, взять на вооружение опыт прежних поколений.