Найти в Дзене
Level One

Альбрехт Дюрер: что нужно узнать перед выставкой в Историческом музее

Оглавление

Недавно в Государственном историческом музее открылась выставка графики Альбрехта Дюрера — немецкого художника эпохи Возрождения. На нее обязательно стоит сходить всем любителям классического искусства. Давайте разберемся, чем знаменит Дюрер и почему в Москву привезли именно его рисунки.

Дюрер одним из первых в Германии выразил новый интерес к миру и человеку. В Италии Ренессанс связан с возрождением древнеримской философии, культуры, античного отношения к человеку. На севере Европы, в Германии и Нидерландах, не было античных образцов для подражания — однако интерес к человеку и миру такой же.

Он превратил печатную графику из ремесленной работы в настоящее искусство. Как почти все художники в Германии, Дюрер и писал маслом, и отлично владел графическими техниками. Особенный интерес у него вызывала живая природа — художник Ренессанса не только творец, но и исследователь.

Теперь давайте посмотрим на главные графические работы Дюрера.

Альбрехт Дюрер. Молодой заяц, 1502
Альбрехт Дюрер. Молодой заяц, 1502

Заяц

Дюрер одновременно использует гуашь и акварель. Наносит цветное пятно, и пока оно не высохло, толстой сухой кистью разносит краску в границах этого пятна: получаются плавные переходы между разными оттенками цвета и тени. Затем тонкая кисть тушью оставляет тонкие штришки, имитируя шерсть. Когда мы смотрим на зайца, нас восхищает, что каждая шерстинка проработана отдельно. Но это хитрость художника: он умеет создать впечатление тонкой работы.

Альбрехт Дюрер. Крыло сизоворонки, 1512
Альбрехт Дюрер. Крыло сизоворонки, 1512

Крыло сизоворонки

Дюрер — великолепный колорист с венецианским интересом к цвету. Оттенок каждого перышка прорисован отдельно. Художники Ренессанса часто использовали крылья реальных птиц — обычно лебедей или уток, чтобы реалистично показать крылья ангелов. Подобные ангельские крылья мы увидим и на картинах Дюрера. Обычно такие работы — наброски, с помощью которых художник отрабатывает приемы, ракурсы, учится передавать особенности объекта.

Альбрехт Дюрер. Кусок дерна, 1503
Альбрехт Дюрер. Кусок дерна, 1503

Куст дерна

Дюрера интересуют все детали: стебли, листья с прожилками, корневая система. Как и все художники Ренессанса в любой стране, Дюрер не только художник, но и ученый. Для него искусство — часть науки: можно писать книги, проводить эксперименты или делать точные зарисовки, все это помогает познанию мира.

Альбрехт Дюрер. Обнаженная, 1493
Альбрехт Дюрер. Обнаженная, 1493

Обнаженная

Первым в Германии показал обнаженную натуру — в этюде «Обнаженная» 1493 года. Изображение человеческого тела интересовало Дюрера на протяжении всей жизни. Он пытался показать тело в максимально естественной позе, изучал, какие мышцы при этом напряжены, а какие расслаблены.

Дюрер создал «Трактат по анатомии» в четырех томах. В нем он, как и Леонардо да Винчи, описывает идеальные пропорции человека: сколько раз голова должна умещаться в теле, как руки соотносятся с торсом и так далее — а также рассматривает человеческое тело в движении.

Как научиться отличать работы Альбрехта Дюрера?
Как научиться отличать работы Альбрехта Дюрера?

Попробуйте закрепить знания о художнике в бесплатном тренажере Level One. Тех кто сможет угадать все картины ждет подарок! 🎁

Теперь вы точно знаете, на что стоит обратить внимание на выставке, и даже можете провести по ней небольшую экскурсию. Подписывайтесь на канал — здесь мы каждый день рассказываем об актуальных событиях, проводим викторины и делимся интересными фактами об искусстве и культуре.