Найти тему
Духовные зерна

Для чего мы страдаем от козней дьявола?

Почему же Бог иногда попускает, чтобы верующие чада Его, во Христа крестившиеся, имеющие отпущение грехов, оправданные верой и воспринятые в жизнь вечную, подвергались тяжким терзаниями со стороны диавола, становились духовными мучениками? Нам не нужно этого исследовать. Для нас должно быть достаточно уверения слова Божия, что Сам Бог насылает на нас такие искушения... Однако от нас также не скрыты и некоторые причины, по которым милосердый и правосудный Бог насылает такие высокие искушения на возлюбленных Своих чад. Это:

1. Чтобы мы надлежащим образом познали силу греха, который есть жало смерти (1 Кор. 15, 56), проклятие закона, гнев Божий против греха, строгий и правый Его суд, а также великое тиранство диавола; всё это соединено одно с другим. На это-то и жалуется царь Езекия, когда выражает сомнение в утешении: «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь» (Ис. 38, 14)

2. Чтобы мы через это научались познавать высоту и достоинство Христовых страданий, великое благодеяние Его драгоценного искупления, так как Он тоской Своей души избавил нас от вечной муки и адской скорби (Пс. 22, 2).

3. Чтобы мы стали «подобными образу Христову» (Рим. 8, 29).

4. Чтобы мы научились познавать силу Божия слова и Божественное утешение.

5. Чтобы мы научились упражняться в вере, любви, надежде, смирении, терпении и молитве; чтобы благодаря искушению наша вера сделалась чище золота, испытанного на огне (1 Пет. 1, 7).

6. Чтобы потом утешение наше было тем сильнее, как говорит св. Павел: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).

7. Чтобы мы более прославились с Ним в вечной жизни: «с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17).

Такие высокие искушения нас следует считать признаком не гнева Божия, а Его милости, признаком того, что Бог хочет принять нас в число тех, которых Он подвергал великим искушениям в этом мире. Таков, например, св. Давид, который жалуется: «сети смерти опутали меня» (Пс. 17, 6). На протяжении же всего 87 Псалма он жалуется на ужасную, поистине адскую тоску. Пророк Иеремия сожалеет, что чрево его матери не стало для него гробом: тогда бы он мёртвым появился на свет и не видел бы стольких несчастий (Иер. 20, 17). Подобным же образом говорит св. Иов: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов. 6, 2). «Душа моя желает лучше прекращения дыхания» (Иов. 7, 15). Св. Павел говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2 Кор. 12, 7). И Сам даже Сын Божий жалуется на то, как страдает Его тело, как скорбит Его душа! «Боже Мой, Боже Мой! – восклицает Он, – для чего Ты Меня оставил? » (Мф. 27, 46).

Из этих примеров мы научаемся, что не мы первые подвергаемся искушениям, мучимся ими; что и до нас то же было с самыми святыми людьми и со Христом. Отсюда нам следует почерпать утешение, что как их Бог не оставил в страдании и ужасной тоске, так не оставит и нас. И если болезни тела, гонения и тому подобное – знамения любви Божией, которыми Бог хочет нас сделать подобными Своему Сыну, то несравненно большим знамением благодати и великой будущей славы мы должны считать то, что Он не только наше тело, но и самую душу обременяет крестом: Бог хочет, чтобы человек страдал и телом, и душой и, таким образом, более уподоблялся Христу.

Из Иоганна Арндта