Найти тему
Задумчивый пенсионер

Река Ай освободилась от ледяного покрова и готова принять водных туристов.

Оглавление
Ледоход на реке Ай. Фото автора
Ледоход на реке Ай. Фото автора

Еще вчера река была скована льдом.
Еще вчера река была скована льдом.

Освободилась река Ай от ледяного одеяла. Нагрудила льдин на берега, поломала прибрежный ивняк, смыла прошлогодний мусор, оставшийся от горе- – туристов и безалаберных отдыхающих. С весны и до осеннего листопада будет река принимать водных туристов.

Вода еще не сильно поднялась, постепенно будут спускать пруды в Златоусте, в Кусе и в Сатке. (Саткинский пруд создан не из айских вод, он стоит на реке Большая Сатка, левом притоке реки Ай).

Два с половиной века назад, в это весеннее время на барочных пристанях металлургических заводов Златоуста, Кусы, Сатки наступала горячая пора. Барки-коломенки, построенные мастерами-лодейщиками зимой, готовили к «спишке», к спуску на воду. Очень ответственный момент! Как встанет барка на воду, не будет ли большой течи? Малую–то законопатить можно, да и плахи сосновые в воде разбухнут и щель задавят. Плохо, если барка во время торопливой «спишки» сильно о воду ударится, да с перекосом – корыто двадцати саженей длины (42 метра), да бортовины полопаются! Скандал!
Барка хорошо встала, нужно ее надежно становочными канатами зачалить и подготовить к погрузке. (Читайте мою публикацию «Устройство барки-коломенки. Груз десяти вагонов несло на себе судно по бурной реке.»)

Погрузка барки на реке Мсте. Фото из свободных источников.
Погрузка барки на реке Мсте. Фото из свободных источников.

Начинаются весенние хлопоты и у туристов водников. Хозяева катамаранов проверяют свои каты. Оборудование от чалок до спасжилетов, изучают новые Правила пользования маломерными судами, которые вступают в силу с 2021 года.

Туристы отдыхающие изучают маршруты речных походов, по каким рекам будут сплавляться, какие условия предлагают туристические фирмы.

Очень много сплавов по реке Ай, красивейшей реке Южного Урала.

В майские праздники поплывут караваны лодок, катамаранов и плотов различного типа.

Уже сейчас любители экстрима и на байдарках и на катамаранах пробуют большую айскую воду. Нет никаких помех на воде, нет мелей, имеющиеся стоянки свободны от туристов-чайников, не всегда трезвых, но всегда считающих себя заядлыми речниками.

Большая весенняя вода таит и много опасностей, топляки (затонувшие деревья), поднятые ледоходом и невидимые с лодки, «ежи», упавшие воду деревья, корнями еще державшееся за берег, а обломленные ветки в воде, не увидишь - раздерут катамаран на мелкие полоски, камни–бойцы у берега со скалами притесами, обмываемые айскими водами. Затруднены и стоянки из-за подтопления низких удобных мест.

Да и уж очень неустойчивая погода ранней весной. Светит солнышко, спину греет, а через час дождь со снегом, хорошо, если это на стоянке, где можно костер развести, а на воде?! «Ветер в харю, а я шпарю…» Красота!

Двести лет назад барки-коломенки в первую воду не отправляли. Спущенные на воду после ледохода барки необходимо загрузить и хотя работа шла день и ночь на это требовалось время. После загрузки барок на всех пристанях ждали команду отчаливать, но только после пуска большой волны. Одновременно открывали шлюзы плотин на прудах, большая вода поднимала груженые барки и поочередно, златоустовские, кусинские, саткинские барки отправлялись в путь.

Почему я подробно останавливаюсь на пуске барок-коломенок?

Представьте, как управлялись наши предки с огромными и, казалось бы, неуклюжими посудинами, несущими на себе сотни тонн груза! Команда одной барки составляла численность до сорока человек!(Читайте мою публикацию «Железные» караваны, огромные и неуклюжие барки неслись друг за другом по реке Ай»).

Главный человек на барке – кормщик, лоцман. Он должен знать все повороты извилистого Ая, все мели и камни-бойцы, о которые бьются барки. Команды кормщика выполняются судорабочими беспрекословно.

Фото из свободного доступа.
Фото из свободного доступа.

Катамаран «несколько» меньших размеров, но и тут обязательно должен быть кормчий, лоцман, капитан «обветренный, как скалы», назови как угодно, но чьи команды нужно выполнять беспрекословно. Выяснение всех вопросов, вплоть до мордобития только на берегу.

Сплав по Аю можно начинать от Кусы. Красивейшие места, скалы, спускающиеся в воду, редкие плесы, частые мели-перекаты, поглядывай лоцман, как бы кат не пропороть!

Мы с друзьями сплавлялись от Кусы до деревни Ваняшкино (Межевой), два с половиной дня. В пятницу вечером собрали катамаран на кусинском берегу, а воскресным вечером, часов в девять, разобрали катамаран на ваняшинском берегу, в двух километрах от моста через Ай. (Читайте мою публикацию «Мосты через реку Ай в Саткинской пристани, Новой пристани, поселке Межевой»).

Зачастую туристы начинают сплавляться от моста через Ай, от «Блиновского поворота», от деревни Ваняшкино. На современных картах это все обозначено как поселок Межевой ( с 1973 года). На старых картах показана Саткинская пристань, с 1919 года Новая пристань. Рабочий поселок Межевой находится в 25 километрах от районного центра города Сатка.

Саткинская пристань. Фотография 1895 года. Саткинский краеведческий музей. 
Место отправки водных туристов "Блиновский поворот."
Саткинская пристань. Фотография 1895 года. Саткинский краеведческий музей. Место отправки водных туристов "Блиновский поворот."

.

Обычно маршрут водных туристов продолжается до села Лаклы Башкортостана. В зависимости от потребностей отдыхающих, от стоянок с осмотром айских достопримечательностей продолжительность сплава з–4 дня, до Лаклов по Аю 53 километра. После Лаклов Ай течет по Мясегутовской лесостепи и берега уже не так красивы.

Впечатления от сплава неописуемые! Вы увидите и посетите Кургазакскую пещеру, Сухие водопады, Большие Айские притесы, Сикиязский пещерный комплекс и многое, многое другое!

Я не занимаюсь рекламой, я восхищаюсь и хочу поделиться красотами родного Урала .

Напишите комментарии на мою публикацию. Поставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.