Большинство маркетплейсов, в том числе такие лидеры рынка, как Ozon и Wildberries, работают с поставщиками по агентским договорам (глава 52 ГК РФ). В рамках агентского договора агент за вознаграждение производит юридически значимые действия за счет принципала.
Маркетплейс — это агент. Он рекламирует товары продавца — принципала, и затем организует их продажу: хранение на складе, доставку, приём денег, а в случае необходимости — возврат. За все эти действия продавец уплачивает маркетплейсу комиссию.
В зависимости от условий договора агент может совершать сделки от своего имени — так работает Ozon, либо от имени продавца — такие условия предусмотрены в оферте Wildberries.
Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору
При любом варианте агентского договора товар фактически реализует сам продавец за свой счёт, а маркетплейс лишь занимается посредничеством. Поэтому, у бизнесмена будут стандартные проводки по реализации. Разница с продажей напрямую будет только в том, что после передачи товара продавцом на склад маркетплейса и до момента реализации его себестоимость будет отражаться на счете 45 «Товары отгруженные».
Пример 1: продавец и маркетплейс используют общую налоговую систему (ОСНО), цена товара —120 рублей с НДС, себестоимость — 60 рублей с НДС, комиссия маркетплейса — 10%.
Расчёты с маркетплейсом по перечислению денег за товары и вознаграждению за посредничество удобно вести через счёт 76. Чтобы разделить разные виды платежей, лучше открыть отдельные субсчета, например:
- 76.1 — «Расчёты с агентом за товары».
- 76.2 — «Расчёты с агентом по вознаграждению».
Тогда проводки в нашем примере будут такими:
Если маркетплейс сразу удерживает своё вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся:
Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при ОСНО
При общей налоговой системе доходы юридических лиц облагаются налогом на прибыль. Если же ОСНО использует предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Также бизнесмены на ОСНО, вне зависимости от организационно-правовой формы, платят НДС.
Пример 2: воспользуемся условиями примера 1. Торговая компания на ОСНО купила товар за 60 рублей с НДС и продала его через маркетплейс за 120 рублей с НДС. Маркетплейс удержал комиссию 10%, т.е. 12 рублей.
Для ИП принцип расчёта будет в целом таким же. Разница только в том, что предприниматель платит вместо налога на прибыль НДФЛ по ставке 13%. Поэтому его налоговая нагрузка будет меньше:
ННип = НДС + НДФЛ = 8 + 40 х 13% = 13,2 руб.
Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при УСН
При УСН доходы и расходы нужно учитывать по оплате, т.е. в момент поступления денег на счёт или их списания. Если маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при перечислении выручки, то бизнесмены иногда допускают ошибку — признают в качестве дохода только сумму, поступившую от маркетплейса за вычетом комиссии.
Это неверно: продавец получает доход не от маркетплейса, а от покупателей, а электронная площадка — лишь посредник. Поэтому доход при упрощёнке — это вся стоимость товара, перечисленная покупателем.
Пример 3: воспользуемся условиями примеров 1 и 2.
При использовании объекта «Доходы» налог считают с выручки:
УСНд = 120 х 6% = 7,2 руб.
При объекте «Доходы минус расходы» из выручки нужно сначала вычесть доходы (закупочную цену товара и комиссию маркетплейса):
УСНдр = (120 - 60 - 12) х 15% = 7,2 руб.
В нашем примере сумма налога при двух вариантах УСН совпала. Но это частный случай, так бывает не всегда.
Если доля расходов получится выше — будет выгоднее использовать объект «Доходы минус расходы», а при снижении доли расходов лучше применять объект «Доходы».
Кто выдаёт чеки покупателям
Этот момент в законодательстве прямо не урегулирован. Раньше Минфин разъяснял, что если агент действует от имени и за счёт принципала, то чеки должен выдавать сам принципал (письмо от 26.06.2017 № 03-01-15/39999). Выше мы говорили, что по такой схеме работает один из крупнейших маркетплейсов в РФ — Wildberries.
Однако в 2020 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последнем разъяснении Минфина указано, что если агент выдал чек, то поставщик товаров не должен применять контрольно-кассовую технику (письмо от 27.05.2020 № 03-01-15/44636). Никаких условий, связанных с тем, от чьего имени действует агент, это письмо не содержит.
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодня при продаже товаров по агентскому договору чеки покупателям в любом случае выдаёт маркетплейс.
Вывод
Маркетплейсы, как правило, взаимодействуют с продавцами на условиях агентского договора. Электронная площадка реализует товары продавца и получает комиссию за свои услуги.
В бухучёте продавец отражает выручку, полученную от покупателей, а также расчёты с маркетплейсом по перечислению дохода и вознаграждению за посредничество. Налоговый учёт продаж через маркетплейс зависит от применяемой продавцом и электронной площадкой системы налогообложения.
В любом случае доход продавца — это вся сумма, уплаченная покупателем, без вычета комиссии маркетплейса. Затем облагаемую базу можно уменьшить на вознаграждение площадки, если это предусмотрено налоговым режимом продавца.
Согласно последнего разъяснения Минфина при работе по агентскому договору кассовые чеки должен выдавать агент, то есть в нашем случае — маркетплейс.