Найти в Дзене
Манжета театроведа

Загадки "Грозы": куда исчезает в конце пьесы Варвара?

Продолжаем говорить о "Грозе" Островского. В отличие от Катерины, которую и современники-то считали фигурой неоднозначной, Варвара привлекает куда больше симпатий. Читателям нравится ее предприимчивость, ее независимый характер и трезвый ум. Современники тоже ценили эту "бойкую, веселую" девушку, которая в финале пьесы не стала терпеть гнет матери и попросту сбежала из дома. Вкратце вспомним, что об этом сказано в самой пьесе. Сказано не так чтобы много — всего-то несколько фраз. Захватим, впрочем, судьбу еще пары персонажей — они нам пригодятся: Кулигин. ...Ну, а Борис-то Григорьевич, сударь, что?
Кабанов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды. ...Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла.
Кулигин. Куда ушла?
Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ва
Оглавление

Продолжаем говорить о "Грозе" Островского.

В отличие от Катерины, которую и современники-то считали фигурой неоднозначной, Варвара привлекает куда больше симпатий. Читателям нравится ее предприимчивость, ее независимый характер и трезвый ум. Современники тоже ценили эту "бойкую, веселую" девушку, которая в финале пьесы не стала терпеть гнет матери и попросту сбежала из дома.

Вкратце вспомним, что об этом сказано в самой пьесе. Сказано не так чтобы много — всего-то несколько фраз. Захватим, впрочем, судьбу еще пары персонажей — они нам пригодятся:

Кулигин. ...Ну, а Борис-то Григорьевич, сударь, что?
Кабанов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды. ...Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла.
Кулигин. Куда ушла?
Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло. Что ж мне теперь делать, скажи ты мне! Научи ты меня, как мне жить теперь! Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь — руки отваливаются.

И вот вопрос – куда? Куда могла сбежать девушка ее положения в то время? Какова дальнейшая судьба Варвары?

Я знаю, что у меня здесь на дзене есть подписчики-историки. Так что буду рада их комментариям и поправкам. Сама я опираюсь на известные мне исторические факты, несколько статей и — конечно же, на другие произведения того же времени.

Версия 1. Конспирологическая!

Начнем с самой интересной (но, забегая вперед, очень малодостоверной) версии.

В 2003 году в журнале "Современная драматургия" появилась статья Андрея Галкина под названием: «"Спектакль-мышеловка" в "Грозе" А. Островского: линия Варвары».

В статье Галкин срывает покровы и потрясает основы. Он доказывает, что такая умная и предприимчивая девушка, как Варвара, уж конечно, не могла так провально провести сводничество Катерины и Бориса и просто воспользовалась Катериной для своих далеко идущих целей. Каких? Все очень просто: захомутать Бориса!
И в финале, фантазирует Андрей Галкин, Варвара, уж конечно, исчезает не незнамо куда, а "в Тяхту", проводить окончательное завоевание Бориса. Может, она и с Диким сговорилась, — озаряет Галкина догадка. Дикому на руку союз его племянника с домом Кабановых!

Кадр из х/ф "Гроза". В роли Варвары Ирина Зарубина. Реж. В.Петров. 1933 г.
Кадр из х/ф "Гроза". В роли Варвары Ирина Зарубина. Реж. В.Петров. 1933 г.

Опровержение начну с очевидного: Островский к таким умолчаниям вовсе не склонен. Все его "тайны" связаны с нашим незнанием быта того времени. А герои любую свою хитрую интригу рано или поздно выкладывают зрителю как на духу. Поэтому, если бы между Варварой и Диким существовал сговор, они как минимум хоть раз пообщались бы при нас.

Галкин сравнивает Варвару с Глафирой из пьесы "Волки и овцы" (гораздо более поздней). Даже если это правомерно, то посмотрим, что говорит Глафира:

Глафира. ...Жертву я нашла: Лыняев — единственный человек, за которым я могу жить так, как мне хочется, как я привыкла; всякая другая жизнь для меня тягость, бремя, несчастие — хуже смерти. А я сама себе не враг, Евлампия Николаевна, и потому постараюсь во что бы то ни стало выйти за Лыняева; для этого я готова употребить все дозволенные и даже не дозволенные средства.

Неужели Варвара хоть раз выдает подобную сентенцию в пьесе?

Наконец, давайте посмотрим на Дикого. Если Варвара такая умная, хитрая, дальновидная девушка, какой рисует ее Галкин, — могла ли она положиться на этого вечно пьяного самодура, поступающего, как его левая пятка пожелает, и сплошь и рядом нарушающего договоренности?

А положиться на кого-то бы было ой не лишним. Неужели же Андрей Галкин искренне думает, что Варвара в одиночку (да даже и вдвоем с Ванькой Кудряшом) решилась бы на путь до Кяхты? Путь, занимавший 2-3 месяца, причем под конец (от Иркутска примерно) — по не самой лучшей дороге? Вспомним, в 1859 году Удунгинский тракт еще не построен. Да кроме того, на этом пути еще в начале XIX века вовсю хозяйничали разбойники.

Нет, что ни говори, а идея, будто Варвара в конце рванула в Кяхту на опережение Бориса, не выдерживает никакой критики.

Версия 2. Как ни грустно — пессимистическая.

Так может, Галкин зря изображает Варвару великим комбинатором? Если вчитаться в махинации Варвары, то, мне кажется, все куда проще: она вовсе не такая хитроумная, какой ее считают. По сути, все ее выкладки оказались недальновидными. Катерина не оправдала Варвариных надежд, да еще и ее подвела.

И в итоге бегство Варвары — не блистательно продуманный план, а акт отчаяния. Оно служит для показа полного краха семьи Кабановых.

Я даже добавлю крамольную мысль: Островскому, в сущности, все равно, что произошло за рамками пьесы с Варварой. Главное в этой сюжетной линии — "наказание" Кабанихи, крах ее трудов: "всё наше семейство врозь расшиблось".

Варвара - Ю.Бурыгина. Малый театр
Варвара - Ю.Бурыгина. Малый театр

Вспомним, к середине XIX века наиболее деловые, дальновидные купцы отправляли детей на учебу для продолжения их дела. Где Варвара? На стороне с явно неподходящим кавалером. Чем занимается Тихон? Пьёт. Это намёк на то, что дело Кабановой в будущем пропадёт, попав в неумелые и слабые руки.

Версия 3. Оптимистическая

Эскиз костюма Варвары. Худ. А.Головин
Эскиз костюма Варвары. Худ. А.Головин

Итак, куда и на каких правах могла податься наша Варвара? Пусть Островский оставил этот вопрос открытым — но домыслить-то, что могло произойти с персонажем, нам ничто не мешает.

Неблагополучных сценариев дальнейшей жизни беглянки литература и история предоставляют нам достаточно. Ну а могло ли быть наоборот? Могла ли ее судьба развиваться по благополучному сценарию?

Конечно же, могла, и с немалой вероятностью.

Еще один современный Островскому критик — брат Федора Достоевского Михаил — отнюдь не считал Варвару пропащей. "Гибнет одна Катерина" — пишет он о финале пьесы. Слово "гибель" здесь употреблено в широком смысле, не только как физическая смерть.

И в самом деле. В то время женщины в Российской Империи наследовали капитал и могли им независимо распоряжаться. Мы рассматриваем оптимистичный сценарий, так что будем считать, что наша Варвара — совершеннолетняя и может иметь "пачпорт" и право вступить в права наследования. Даже если Кабанова и вздумает лишить дочь (явно любимую, балованную!) приданого, то где гарантия, что у Варвары нет своих денег? Вспомним другую пьесу Островского — "За чем пойдешь, то и найдешь" из трилогии про Бальзаминова. У сестер Пеженовых, как мы помним, был вполне приличный капиталец от отца, который они имели право после замужества забрать из родительской семьи (потому-то братья и не торопились отдавать их замуж).

-4

Варвара тоже сирота, и отец вполне мог оставить ей некую сумму. И если она "окрутится" с Кудряшом, то ни мать, ни брат не вправе лишить ее отцовского наследства.
Наконец, еще вопрос: какое будущее могло ожидать Варвару с Кудряшом?

Андровская О.Н. – Варвара. Ливанов Б.Н. – Кудряш. Гроза Островского А.Н. МХАТ. 1934г. Ист.: http://theatrologia.su/audio/1459
Андровская О.Н. – Варвара. Ливанов Б.Н. – Кудряш. Гроза Островского А.Н. МХАТ. 1934г. Ист.: http://theatrologia.su/audio/1459

Конечно, в Кяхту они вряд ли подались, но по "России" (как тогда называли центральную полосу Российской империи) могли перемещаться как угодно. Ведь вид на жительство в 1859 году еще не придуман, он будет введен после крестьянской реформы, — а значит, переезды по России для свободных, имеющих постоянные паспорта, граждан тоже свободные. Так что ничто не помешает беглой парочке где-то мирно поселиться. Вопрос лишь в том, в каких отношениях будут находиться при этом Варвара и Кудряш. Вариант, что венчание не состоится из-за нежелания Кудряша, отметаем сразу. Любовь там — не любовь, а непредставимо, что он откажется жениться на купеческой дочери. Такой союз — буквально джекпот для простого конторщика! Даже приказчик Подхалюзин из пьесы "Свои люди — сочтемся" выстраивает целую сложную машину интриг для женитьбы на Липочке Большовой, а Кудряш куда ниже его по статусу.

Тут впору задаться другим вопросом: Варвара-то пойдет ли за него? Ее социального статуса такой брак не понизит (по законам Российской Империи, жена не переходила в сословие мужа, если не выходила за преступника, переведенного в статус государственного крестьянина). Но выгоден ли ей этот брак? Это уже другой вопрос.

© Ольга Гурфова
--

Все посты по теме:

Что на самом деле Добролюбов назвал "лучом света в темном царстве" (нет, не Катерину!)

Загадки "Грозы": куда исчезает в конце пьесы Варвара?

Загадки "Грозы": так в чем вина Бориса?

Кабаниха: злой гений или мудрая мать?

Кабаниха vs Катерина: "кто первый начал"?

Любовь и проблемы пола в Калинове

"Костромская Лора Палмер": последняя загадка "Грозы"

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост («Что Добролюбов на самом деле назвал "лучом света в темном царстве») >>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!