С перспективой мы все имели возможность познакомиться в школе на уроках рисования либо физики. Прямая перспектива - это зрительный эффект, при котором линии сходятся в одной точке. Например, встанете на железнодорожную колею. Хотя Евклид уверял, что параллельные прямые не пересекаются (а рельсы, несомненно, параллельны друг другу), для нашего глаза обе стальные полосы будут постоянно сближаться, чтобы на горизонте (если зрение позволит различить) слиться в одну. А что будет, если посмотреть в обратную сторону?
На самом деле будет то же самое. Но это по законам оптики. А по законам искусства будет обратная перспектива. То есть линии должны расходиться в разные стороны. Якобы именно так видит наш мир Бог. И на православных иконах используется именно такой подход. Чем объект дальше, тем он крупнее.
Так и попробовал снять свою экспериментальную короткометражку Your Turn: Reverse Perspective (”Ваш ход: обратная перспектива”) Валерий Переверзев. Картина исключительно фестивальная, поэтому и снята на английском языке. Вообще не совсем понятно тогда, относится ли она к русскому искусству. Для нашего зрителя, впрочем, тоже придумали специальное название: “Майя и мортограф”.
Мортограф, по определению автора фильма, - это ангел смерти, приходящий к актрисам. И вот он посещает артистку Майю. Как и гетевский Мефистофель, он сначала появляется в образе черного пуделя. А потом принимает человеческий облик. В этой роли снялся непрофессиональный актер. Его лицо мне показалось знакомым. Немного усилий - и точно, это же врач Александр Эдигер. Постоянный участник телевизионной викторины “Своя игра”.
От Гете переброшен мостик к Бергману: Майе предстоит сыграть на свою жизнь с мортографом в шахматы. В общем, отдавайте своих детей в шахматные кружки. Никогда не знаешь, при каких обстоятельствах им это пригодится.
Читайте также: Как сибиряки показали Париж в "Веселой вдове"