Найти в Дзене

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ЗАПОВЕДНЫМ ВИШЕРСКИМ ГОРАМ.

Я впервые пересек всю территорию будущего заповедника в апреле 1986 года, когда мы шли на лыжах с плато Мань-Пуп-Нер в составе экспедиции Оренбургского филиала географического общества. Нас было всего пять человек, и я руководил этим маленьким отрядом.
Ни кто из нас тогда не предполагал, что вскоре (в 1991г.) верховья Вишеры станут особо охраняемыми и двое участников путешествия будут иметь самое прямое отношение к будущему заповедника. Один из нас через 18 лет станет его директором, а другая участника поход а - женой начальника отдела охраны.
Целью нашей экспедиции была оценка антропогенного загрязнения территории. Для последующих лабораторных анализов мы по ходу всего маршрута отбирали кору хвойных деревьев, бересту, пробы снега. В общем, все, что накапливает переносимые ветром химические реагенты с далеких уральских заводов.
Самой дальней точкой путешествия, по достижении которой мы отправились на юг к Вишере, было знаменитое плато Мань-Пуп-Нер в истоках Печеры. наша группа достигла его, отправившись в радиальный выход от перевала Дятлова. После долго лыжного перехода мы перешли по бревну Печеру, которая в тех местах журчит среди снегов крохотным ручейком, и поднялись на ровное тундровое плато. На его вершине сразу же стали видны далекие и высокие каменные столбы. тогда они были известны в основном по фильмам известного пермского режиссера Михаила Заплатина, а сейчас получили официальное признание как одно из главных природных чудес России.
К гигантским скальным останцам мы шли еще пять километров. добрались до цели уже в начинающихся сумерках, потрогали легендарных каменных великанов, сделали слайдовое фото и тут же побежали вниз к лесу. Там уже стоял оборудованный перед восхождением и готовый к ночлегу базовый лагерь, но до него оставалось еще 7 км. В полутьме на спуске к палатке один из участников поход а упал и потерял лыжу. Она сорвалась с ноги и укатилась далеко вниз по склону в лесистую долину. Мы долго искали это незаменимое для лыжной весны средство передвижения, но в темноте уже не нашли. Пришлось дойти до палатки, оставить там одну участницу поход а, а ее лыжу отдать пострадавшему, чтобы мог дойти до базового лагеря на берегу Печеры. Утром лыжа была благополучно найдена, и мы отправились на юг, к истокам Вишеры.
Таково было мое первое посещение горы Мань-Пуп-Нер. Сейчас, 29 лет спустя, совсем по-иному смотришь на некоторые вещи и события, которые происходили тогда. Впрочем, наверное, так происходит в течении всей жизни. Лишь по истечении лет, оглядываясь назад, понимаешь истинную цену происходящего.
Тогда на переходе Мань-Пуп-Нер до истоков Вишеры мы не встретили ни одного человека. Лишь на спуске с горы Отортен прошли неподалеку от 200 домашних мансийских оленей из стада Анямовых. Стоял теплый солнечный апрель. На вершине гор снег уже частично стаял, и зачастую мы шли от одного белого пятна до другого на лыжах по моховой тундре. На обнажившемся ковре мхов оставалась прошлогодняя ягода шикша, и мы ели ее, утоляя жажду.
Никогда после этого я не ходил столько в апреле по уральским вершинам. В ту экспедицию у нас было 24 ходовых дня, и, кажется, никогда не было столько солнечных дней, как весной 1986 года. Никогда не доводилось столько долго любоваться снежными горами и открывающимися с них вершин просторами.

продолжение следует

автор П.Н. Бахарев "Таежные версты заповедной Вишеры".

В горах Северного Урала.
В горах Северного Урала.