Найти тему
Музеи мира

Природа VS музеи. Пост про наслаждение не только от картин в душных залах.

Под шумок вместе с Турцией закрыли и Занзибар. Честно скажу, когда в прошлом году этот остров выстрелил бумом туристических рейсов, я была искренне удивлена и лелеяла надежду, что тоже туда полечу, не на хайпе, а потому что хочется. Это как с Самаркандом – я мечтаю там побывать лет двадцать уже, еще до того, как это стало модным направлением. Когда думаешь о таких направлениях: Африка, Латинская Америка, да даже частично Азия, то почему-то музеи далеко не сразу приходят на ум. Может потому, что природа – это тоже своего рода музей. И после наших равнин мангровые леса или африканские пустыни завораживают куда больше любых полотен Гогена.

овцы - полноправные участники дорожного движения в Исландии
овцы - полноправные участники дорожного движения в Исландии

Во всяком случае так происходит со мной, природа перебивает искусство. На память приходит один эпизод из поездок по Исландии. На участке дороги мы увидели аккуратный знак. «Культурный билборд», как я называю такие знаки. На этих знаках обычно представлена информация о том, какой памятник располагается/располагался на этом/или рядом месте. Вокруг был обычный для Исландии пейзаж (рядовой, я бы сказала, без водопадов и бескрайних изумрудных мхов). Это еще больше заинтересовало нас и заставило выйти из машины. Что же тут такое находится, о чем говорит «культурный билборд», что нам не очевидно. Мы вышли из машины и только в этот момент заметили укромный, очень маленький домик с левой стороны дороги. Там были старые невысокие горы, и домик как будто растворился на их фоне. Информационный знак рассказал нам об исландском художнике (имени его я никогда не вспомню, навряд ли я тогда смогла его даже произвести по буквам), который приехал в это место, построил этот скромный дом и постоянно писал один и тот же пейзаж. Тот, что был напротив его дома, по правую сторону дороги. Долина, в отдалении горы. Напомню, в Исландии тысячи захватывающих видов, мы насколько привыкли испытывать восхищение, что этот пейзаж показался ничем не примечательным. А вот исландский художник писал этот вид ежедневно, и каждый день он был для него разным. И он действительно был разным. Неожиданно для себя мы провели на той обочине какое-то время. Мы стояли и смотрели в ту сторону, которую много лет (а жил художник там более 20 лет) писал исландский отшельник. И каждый видел свое. Одно было общим: красота природы захватила нас. Пространство вокруг стало для нас ожившим музейным залом, а вид – одним огромным холстом.

Исландские виды
Исландские виды

Я уже очень много лет профессиональный музейщик, я не люблю музеи, я в них живу, ходить по музеям также естественно для меня, как в магазин за продуктами. Я всегда строю свои маршруты в странах и городах вокруг музеев и выставок. Кто-то может счесть это профессиональным искажением. Но какое-то время назад (иногда мне кажется, что все началось именно с Исландии) я стала останавливаться. И вопреки привычке, пропускать музей ради вида на реку или тишины озера в середине маршрута. Ведь природа не только храм, как привыкли говорить, она тоже музей. Давший вдохновение ни одной тысячи настоящих художников. Поэтому Занзибар жди меня, но не обижайся, если мне не захочется идти в музеи. Хотя... в следующей статье нужно бы раскрыть тему музеев на Занзибаре. Границы все равно откроют не сейчас, так через пару месяцев.