Имя Руджеро Деодато хорошо известно тем, кто хоть немного интересуется историей кино, но знают его, как правило, всего по одному фильму - ультражестокому псевдодокументальному хоррору "Холокост каннибалов", который в России политкорректно переводят как "Ад каннибалов". С одной стороны, известность такого рода понятна: этот фильм Деодато положил начало целому минижанру итальянского кино, который хоть и существовал недолго, но до сих ценится в среде фанатов экстремального хоррора.
С другой стороны, в тени этого фильма остались другие любопытные работы режиссера в кино, и это не только ужасы.
6 фильмов и один минисериал Руджеро Деодато
Живи как полицейский, умри как мужчина (Uomini si nasce poliziotti si muore), 1976
В качестве режиссера Деодато дебютировал в 1968-м, сняв за 2 года 6 фильмов, но особых удач среди них не было. Кроме того, конец 60-х - начало 70-х - время расцвета итальянского жанрового и эксплуатационного кино, когда главные режиссеры снимали свои лучшие фильмы, так что конкуренция была велика. Второй заход Деодато пришелся на середину 70-х и был гораздо удачней первого. Например, можно обратить внимание на этот стандартный, но бодрый еврокрайм.
Ад каннибалов (Cannibal Holocaust), 1980
В 1977-м Деодато уже отметился в жанре каннибальского кино фильмом "Последний мир каннибалов", который в будущем распространялся на VHS в качестве триквела "Ада каннибалов". Но железобетонный успех приобрел именно этот фильм. Чем это кино кардинально отличается от поделок на тему, снятых, к примеру, Умберто Ленци, так как это серьезностью и проработанностью. Если у Ленци ультранасилие сочеталось с абсолютно трэшовой актерской игрой и смехотворными сценариями, то Деодато подошел к теме, как будто снимал серьезную драму. И у него получилось.
Дом на краю парка (La casa sperduta nel parco), 1980
В том же, 1980-м году, Деодато снял "Дом на краю на парка" - кино в жанре Rape and Revenge, вдохновленное "Последним домом слева". Вдохновленное до такой степени, что даже роль главного злодея получил Дэвид Хесс, который сыграл практически того же персонажа, что и в фильме Уэса Крэйвена. Единственное отличие заключается в финале, для которого режиссер припас "неожиданный сюжетный поворот".
Режь и беги (Inferno in diretta), 1985
Личный фаворит среди фильмов Деодато - жизнеспособный гибрид между фильмом о каннибалах и военным боевиком, которые стали популярны в Италии за 3-4 года до второго "Рэмбо". По сюжету, группа американских журналистов летит в южноамериканские джунгли, чтобы взять интервью у местного наркобарона, которому как божеству поклоняется племя местных каннибалов. Наркобароном оказывается свихнувшийся оперативник ЦРУ в исполнении как всегда харизматичного Ричарда Линча. Образ которого явно вдохновлен полковником Курцем из "Апокалипсиса сегодня".
Варвары (The Barbarians), 1987
Доказательство того, что Деодато умел снимать не только фильмы ужасов, но хорроры у него получались всё-таки лучше. "Варвары" - типичное героическое фэнтези, эксплуатирующее успех "Конана-Варвара". Главные роли в нем сыграли братья-бодибилдеры Питер и Дэвид Пол, а роль антагониста вновь досталась Ричарду Линчу.
Призрак смерти (Un delitto poco comune), 1988
Стоит признать, что золотой век джалло подошел к концу к середине 70-х. Все попытки возродить его в 80-е и 90-е приводили в лучшем случае к созданию неплохих, но банальных слэшеров. Возродить уникальную атмосферу итальянских хорроров 70-х по окончании десятилетия не получилось ни у кого. Деодато тоже не сдюжил, хотя и пригласил на одну из ролей главную актрису жанра - Эдвиж Фенек. А вот если воспринимать "Призрак смерти" как слэшер 80-х, то впечатление будут значительно лучше.
Океан (Oceano), 1989
Деодато закончил 80-е и самый продуктивный период своей карьеры недооцененным минисериалом, который в начале 90-х даже крутили по российскому телевидению. "Океан" можно смело ставить в один ряд с первым сезоном "Спрута", который снимал Дамиано Дамиани, как пример того, что в телевизионном формате хороший жанровый режиссер может сделать что-то даже более крутое, чем делал до этого в полном метре.