Даже не знаю, с чего начать. Книга «Эшелон на Самарканд», конечно, долгожданная. Сюжет вы все знаете: комиссар Белая и начальник эшелона Деев везут 500 детей с голодающего Поволжья в сытый Туркестан. 20-е годы, продразверстка, всеобщий голод. С самого начала книги понятно, что поезд довезут, а на 500 страницах Гузель Яхина расскажет нам о злоключениях этих несчастных людей.
#книги #гузель яхина #писатели #роман #чтение #книжный блог #литература #читать #рецензия на книгу #отзыв на книгу
Я старательно избегала чужих рецензий, даже Юзефович не прочитала! А все для того, чтобы читать книгу самой, а не через призму чужого мнения. Получилось, ура. Но, тем не менее, даже после аннотации я ожидала, что сейчас будет очень тяжелая история, что я буду рыдать каждые 30 страниц от жалости к детям. Но нет. Спасибо, Гузель, что вы как-то умудрились написать такой огромный роман о тяжеленных, совершенно неподъемных судьбах, но читать его легко.
Нет, детей, конечно, жалко. Гузель описывает чудовищные события. В конце книги, кстати, она указывает ряд источников и пишет, какие конкретные сцены откуда были взяты. Но и не доходя до последней страницы уже понятно, что все это – правда. Художественная, но совершенно не вымышленная.
Про героев
В итоге книга не только о несчастных детях. Им-то вообще ехалось в целом неплохо, по крайней мере, лучше, чем им было до этого. И уж точно к лучшей жизни. Все 500 имен – тех 500 детей, которые едут в поезде, – автор перечисляет ближе к концу. Три страницы текста, которые выглядят удивительно.
Но вот удивляет то, что у Деева и Белой нет имен. Они хорошо прописаны. Не в самом начале – чуть позже – нам рассказывают их историю. Подробная история того, как каждый оказался на том месте, где он сейчас. А имен вот нет.
Что меня удивило еще в самом начале, так это то, что герои снова такие же, как и в предыдущих книгах Яхиной. Младенец? Пожалуйста, вот он, снова всеми брошенный. Потерявшийся внутри себя мужчина? Да, имеется. Более сильная, чем он, женщина, которой отведена важная роль? Конечно, и эта присутствует. И если женщина и мужчина здесь очень даже нужны, то без младенца можно было бы обойтись. Наверное, это сохранило бы примерно океан слез недавно родивших, читающих роман. Любой маме будет тяжело читать эту книгу, но имея на руках младенца – тяжело вдвойне.
Деев – начальник эшелона – до конца так и не понятен. Положительный он или отрицательный? Ответа нет. Но, надо сказать, он не раздражает так, как главный герой книги «Дети мои». Его поиски себя, его доброта, сострадание и яростная попытка всех спасти здесь выглядят интересно. За ним интересно следить и сопереживать ему. Мужчина с особым видом доброты. И Белая – женщина тоже с особым видом: жестким, рациональным, расчетливым.
Про повествование
Гузель недавно дала интервью томскому изданию ТВ2, в котором рассказывает много про книгу. Я хотела бы привести здесь интересную цитату:
Сам сюжет романа «Эшелон на Самарканд» — путешествие, в котором главному герою ни разу не отказывают — это такая сказочная все-таки вещь. Для меня этот сюжет — он притчевый. Потому что я рассказываю о том, что общество выживает благодаря доброте в каждом человеке. Благодаря человечности в каждом из нас.
Вот эта вот сказочность отсутствия отказов меня сильно смущала. И мне теперь вот что интересно: этот эшелон не последний. Будут еще и еще, и как он будет врываться в те же ЧК и ссыпной пункт (это не спойлер)? Мне кажется, это работает только один раз. Особенно когда дело доходит до казаков.
Книга поделена на большие главы. И среди них есть такие вставки, которые не ведут сюжет дальше, а отводят читатели от него немного в сторонку. Видения умирающего мальчика в лазарете, предыстория найденыша и так далее. И вот эти главы, с одной стороны, призваны дополнить сюжет, сделать его глубже. С другой стороны, меня лично эти главы сбивали с ритма чтения. Обычно авторы не разжевывают такие вещи, оставляя их на произвол фантазии читающего. Мол, сам додумай, что там было до.
Про книгу и кино
Оказывается, в Томске все же есть книжный клуб. И вот в нем как раз в апреле читают «Эшелон на Самарканд». Я присоединилась к этому приятному сообществу. Обсуждение книги идет в чате каждый день, очень интересно, что думают люди. Так вот, в чате все сошлись к единому мнению: книга написана как киносценарий, который практически не надо будет адаптировать. И сама Гузель во всем том же интервью (ссылка выше) рассказала про отношение книга-кино:
Я понимаю — говорю как сценарист — что это достаточно кинематографичный материал. Собственно, я его таким и создавала, мне было важно, чтобы в тексте было много кино. Я надеюсь, именно в третьем романе — «Эшелон на Самарканд» — мне удалось соблюсти баланс между кино и литературой. И я это делала намеренно, потому что мне показалось, что именно такой кинематографический подход, кинематографические инструменты помогут читателю лучше справиться с тяжелой темой голода.
Вердикт
Читать книгу точно следует. Она (как обычно) хорошо написана, герои интересные, сюжет нетривиальный. Сама Гузель в интервью говорит, что книг на эту тему мало. А зря мало, такие темы обязательно надо освещать. А что касается нападок историков, так это их личный самопиар. Автор перечислила в конце все источники, с которыми работала, этого достаточно.
Купить роман можно в Лабиринте, book24.ru и в Читай городе.
А вы читали? Или, может быть, планируете? Как относитесь к творчеству Гузели Яхиной?