В девятнадцатом веке помещики и купцы начали завозить в новгородскую губернию и Мордовию тяжеловозов из Европы это были породы брабансон и суфалк.
Они стали основой для создания советского тяжеловоза. Признана порода советский тяжеловоз в 1952 году.
Лошади этой породы способны выполнять самую тяжелую работу они удобны под седло. Советские тяжеловозы наиболее крупные упряжные лошади из всех культивируемых на территории России. Высота в холке до 170 сантиметров по тяговым качеством представители породы аналогичный трактора. На испытаниях лошади проходят два километра с грузом четыре с половиной тонны.
Для личного хозяйства это много и содержать гигантов дорого. Лошадей породы используют для подвоза кормов и в заготовке сена в различных фермерских хозяйствах. После распада СССР порода начала вымирать сейчас она понемногу восстанавливается благодаря росту цен на топливо и запчасти.
Советских тяжеловозов можно включать в красную книгу препятствием является отсутствие персонала. Умеющего воспитывать обучать и работать с конем но есть энтузиасты на подворьях на которых находится представитель породы. А также сельхозпредприятия использующие советских тяжеловозов как рабочую силу.