Найти тему
Настроение

Чудеса света. По Игорю Можейко. Часть вторая.

Оглавление

4. Галикарнасский мавзолей.

Жил-был в Галикарнасе царь Мавсол. И был он жадный до богатства, и был он тиран. Но именно его мавзолей (кстати, видимо, слово образовалось от имени Мавсол) сделал Галикарнас городом, известным всему миру. А еще в нем родился Геродот. Но последний факт значительно меньше известен мировому сообществу. Итак, по легенде, выстроила этот мавзолей своему супругу его жена Артемисия, которая также приходилась ему и сестрой родной. Но Можейко предполагает, что, скорее всего, строить усыпальницу начали еще при жизни царя. Не буду излагать здесь его доводы. Гораздо интереснее читателю будет узнать их из его книги. А вот описание приведу цитатой.

Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемисии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз – битва эллинов с амазонками – «Амазономахия» работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжествен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы, – в нем больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве в одном здании были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими.
Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают большие либо меньшие цифры.

А еще цитату о разрушении памятника и одновременном нахождении внутреннего убранства погребальной камеры.

«В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, ве. шкий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас – И. М.), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они зажгли свечи и вошли внутрь. Они увидели прекрасную четырехугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из разноцветных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли еще другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой второй зале они увидели четырехугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нем урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей…»
Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов «наоборот» – последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.

В кавычки взята цитата из хроники историка средневековья, приведенная в книге.

Теперь на месте Галикарнаса стоит хорошо известный курорт Бодрум. И есть там крепость, начало которой положили рыцари-госпитальеры (Иоанниты). Так вот, в некотором смысле, мавзолей продолжает жить в этой крепости. В его постройке использовались плиты 4-го чуда света.

5. Колосс Родосский.

Эта статуя бога солнца появилась как знак благодарности божеству за избавление от неприятеля. Этот неприятель был сыном Александра Македонского Деметрием Полиоркетом. Он явился с вооруженным по последнему слову тогдашней техники войском (а конкретно - приплыл под стены города) и собирался он взять город осадой. Но что-то пошло не так, и он отбыл несолоно хлебавши. Мало того, пришлось ему оставить под стенами непокоренного города геополиду - устройство для штурма городских стен. Она была обита железом. Железо горожане позже продали купцам за немыслимые тогда деньги. Вот на них-то и начали работы по возведению колосса. За дело взялся скульптор Харес. К сожалению, судьба его по одной из версий трагична. Денег не хватило для выполнения всех работ. И Харес набрал долгов для завершения статуи. А по окончании не смог отдать. Отчаявшись, он покончил с собой.

Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скрепленные железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы.
Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.

К сожалению, землетрясение разрушило статую в области ног, предположительно ниже коленей. Но даже упав, она производила впечатление. Тысячу лет пролежал колосс на берегу. Конец был бесславен. Из-за долгов статую продали на металлолом.

Иногда, колосса изображают с вытянутой вверх или вперед рукой. Это неверное представление. Такая конструкция не могла быть реализована из-за неустойчивости. Поэтому бог солнца приложил руку ко лбу, как бы всматриваясь вдаль. А ниспадающий плащ также нес в себе функциональную нагрузку - он был третьей опорой для веса всей конструкции (первые две, очевидно, ноги).

В следующей статье завершим обзор древних чудес света из семи.