Найти тему

Графиня де Латур, правнучка Долли Фикельмон. Кто она?

 Еше одна  Элизалекс из рода Фикельмон. Портрет кисти Ласло.
Еше одна Элизалекс из рода Фикельмон. Портрет кисти Ласло.

Причудливы иногда совершенно зигзаги биографии и истории!! Некоторое время назад – около года – я писала на своем канале о Долли Фикельмон, приятельнице А. С Пушкина и о ее дочери, княгине Кляри, маленькой девочке с причудливым именем Элизалекс, что сама знала Пушкина еще в детстве.

Я никак не могла предположить, что мой интерес к картинам кисти блистательного Филиппа Ласло де Ламбо снова представит мне семейство князей Кляри, но совершенно в ином ракурсе. Поясняю, о чем пойдет речь..

Знала, коротко, что у «красавицы Эльки», как звали ее в семье, дочери «флорентийской сивиллы» Долли, было четверо детей: трое сыновей и дочь, Эдмея - Каролина.

Сыновья владетельной принцессы - певицы Кляри унд Альдринген, чаровницы, покорявшей сердца всех, кто знал ее, слышал ее пение и посещал изысканные вечера, все трое, были дипломатами. Продолжили род и фамилию. Все, как полагается!

Средний из сыновей, Зигфрид, шестой князь Кляри – Альдринген, женился на графине Терезе Кински Витц унд Бенгау. Их старшую дочь и изобразил своею пленительною кистью маэстро Ласло, в 1912 году.

Правнучка Долли Фикельмон родилась в 1885 году, в Мюнхене, ее отец в то время служил в баварском посольстве. В 1904 году Элизалекс – Мари – София -Эдме – Каролина, принцесса Кляри – Альдринген, благополучно вышла замуж за графа Анри Байе де Латура и родила ему в этом браке двоих детей: сына Ги и дочь Терезу. Супруги долгое время жили в Бельгии, затем в сельской местности, недалеко от Антверпена. Муж графини был страстным туристом, они много путешествовали.

 Набросок углем на кремовой бумаге к портрету. Хранится в собрании работ художника.
Набросок углем на кремовой бумаге к портрету. Хранится в собрании работ художника.

Позднее граф Байе де Латур возглавлял Бельгийскую ассоциацию верховой езды, Бельгийский жокейский клуб и Международную секцию этого вида спорта.

Пленительная же графиня де Латур была хорошо известна в обществе, как собирательница живописи, устроительницей званых вечеров с игрою в вист для короля и королевы, которых хорошо знала.

Она отличалась весьма хрупким здоровьем, часто болела, однажды едва не погибла от гнойного аппендицита, но все преодолевала своим неиссякаемым оптимизмом, веселостью нрава, тягой ко всему изящному и одухотворенному.

Внутреннюю гармоничность и красоту графини де Латур и постарался передать живописец на полотне. Каталог работ де Ласло описывает графиню, как натуру весьма сдержанно и в то же время - восторженно:» Модель анфас повернута к зрителю, на ней розовое платье с лентами и жемчужные серьги, а в волосах-темно-розовая бандо.»

Изысканную хрупкость, очарование и в то же время серьезность модели, художник подчеркнул и в карандашном этюде к портрету, на кремовой бумаге, углем и в этом наброске особо выделяются глаза графини, огромные, влекущие и ее непокорные волосы, с трудом уложенные в шиньон.

Чем то она неуловимо напоминает свою прабабку, легендарную Долли. Или мне просто хочется видеть всюду незримый след пушкинского времени, современников Поэта?

Портрет кисти Ласло создан по заказу герцога Портлендского. С его доверью графиня очень близко дружила. Картина была подарена родителям графини и долгое время хранилась в семье де Латур, в бельгийском особняке, том самом, где и умерла графиня Элизалекс осенью далекого уже нам 1955 года.

Не так давно портрет был продан. Находится в частной коллекции.