Причудливы иногда совершенно зигзаги биографии и истории!! Некоторое время назад – около года – я писала на своем канале о Долли Фикельмон, приятельнице А. С Пушкина и о ее дочери, княгине Кляри, маленькой девочке с причудливым именем Элизалекс, что сама знала Пушкина еще в детстве.
Я никак не могла предположить, что мой интерес к картинам кисти блистательного Филиппа Ласло де Ламбо снова представит мне семейство князей Кляри, но совершенно в ином ракурсе. Поясняю, о чем пойдет речь..
Знала, коротко, что у «красавицы Эльки», как звали ее в семье, дочери «флорентийской сивиллы» Долли, было четверо детей: трое сыновей и дочь, Эдмея - Каролина.
Сыновья владетельной принцессы - певицы Кляри унд Альдринген, чаровницы, покорявшей сердца всех, кто знал ее, слышал ее пение и посещал изысканные вечера, все трое, были дипломатами. Продолжили род и фамилию. Все, как полагается!
Средний из сыновей, Зигфрид, шестой князь Кляри – Альдринген, женился на графине Терезе Кински Витц унд Бенгау. Их старшую дочь и изобразил своею пленительною кистью маэстро Ласло, в 1912 году.
Правнучка Долли Фикельмон родилась в 1885 году, в Мюнхене, ее отец в то время служил в баварском посольстве. В 1904 году Элизалекс – Мари – София -Эдме – Каролина, принцесса Кляри – Альдринген, благополучно вышла замуж за графа Анри Байе де Латура и родила ему в этом браке двоих детей: сына Ги и дочь Терезу. Супруги долгое время жили в Бельгии, затем в сельской местности, недалеко от Антверпена. Муж графини был страстным туристом, они много путешествовали.
Позднее граф Байе де Латур возглавлял Бельгийскую ассоциацию верховой езды, Бельгийский жокейский клуб и Международную секцию этого вида спорта.
Пленительная же графиня де Латур была хорошо известна в обществе, как собирательница живописи, устроительницей званых вечеров с игрою в вист для короля и королевы, которых хорошо знала.
Она отличалась весьма хрупким здоровьем, часто болела, однажды едва не погибла от гнойного аппендицита, но все преодолевала своим неиссякаемым оптимизмом, веселостью нрава, тягой ко всему изящному и одухотворенному.
Внутреннюю гармоничность и красоту графини де Латур и постарался передать живописец на полотне. Каталог работ де Ласло описывает графиню, как натуру весьма сдержанно и в то же время - восторженно:» Модель анфас повернута к зрителю, на ней розовое платье с лентами и жемчужные серьги, а в волосах-темно-розовая бандо.»
Изысканную хрупкость, очарование и в то же время серьезность модели, художник подчеркнул и в карандашном этюде к портрету, на кремовой бумаге, углем и в этом наброске особо выделяются глаза графини, огромные, влекущие и ее непокорные волосы, с трудом уложенные в шиньон.
Чем то она неуловимо напоминает свою прабабку, легендарную Долли. Или мне просто хочется видеть всюду незримый след пушкинского времени, современников Поэта?
Портрет кисти Ласло создан по заказу герцога Портлендского. С его доверью графиня очень близко дружила. Картина была подарена родителям графини и долгое время хранилась в семье де Латур, в бельгийском особняке, том самом, где и умерла графиня Элизалекс осенью далекого уже нам 1955 года.
Не так давно портрет был продан. Находится в частной коллекции.