В последней трети XVIII века некогда могущественная Речь Посполитая окончательно увязла в глубоком и затяжном внутриполитическом кризисе. Польскую державу раздирали религиозные и национальные конфликты. Власть монарха была слишком слабой, а армия польская слишком малочисленная. Неудивительно, что при таких обстоятельствах Польша стала «лакомым куском» для соседних могущественных государств.
Ослабевшая во всех отношениях Речь Посполитая трижды за короткий срок подверглась насильственному разделу. Первый раздел Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией состоялся в 1773 году. К российской короне отошли Динабург (нынешний латвийский город Даугавпилс), а также территории нынешней Восточной Белоруссии, проходившие по линии Полоцк – Витебск – Гомель. Общая площадь приобретённых земель составляла 92 000 км², на которых проживало почти два миллиона человек.
Вслед за первым разделом в январе 1793 года последовал и второй. На этот раз Екатерина II отняла у Речи Посполитой территорию общей площадью в 250 тыс. км² – современные территории центральной части Белоруссии (включая Минск), а также Волынь и Подолье (нынешнюю Западную Украину). Население Российской империи увеличилось на 4 млн. человек.
Разумеется, поляков возмущал тот факт, что Россия – её давний, злейший и ненавистный геополитический враг заполучила более 45 % всех бывших территорий Речи Посполитой. Местная шляхта крайне болезненно относилась к присутствию русских войск на исконных польских землях и особенно в Варшаве.
Недовольство оккупацией и новыми порядками было готово вылиться в бунт. Скоро нашёлся и повод. Командующий русскими войсками в Польше потребовал от поляков разоружить свои воинские части. Поляки отказались. В апреле 1794 года[1] восстания вспыхнули в Варшаве и Кракове. Предводителем восставших польских конфедератов стал Тадеуш Косцюшко.
Подавлять мятеж императрица поручила князю Николаю Васильевичу Репнину. Однако только с прибытием к театру боевых действий генерал-аншефа Александра Васильевича Суворова русской стороне удалось переломить неблагоприятную для себя стратегическую ситуацию. «Я посылаю в Польшу две армии: свои войска и Суворова», – сказала своим приближенным Екатерина II, веря в скорую победу своего лучшего полководца.
Государыня не ошиблась. Совершив стремительный марш протяженностью в 560 вёрст от Днестра до Буга всего за три недели, Суворов 15 сентября с 10-тысячным корпусом с боя взял Кобрин, а спустя два дня разбил отряд генерала Сераковского под Крупчицами. Общий урон конфедератов в двух битвах составил 3400 человек, российских отрядов – 700.
Форсировав Буг, генерал-аншеф 19 сентября с 8000 солдат при 14 орудиях вторично атаковал Сераковского (13 000 человек при 28 орудиях) и разгромил его. Поляки потеряли убитыми и ранеными 5000 человек, ещё 7000 попали в плен вместе со всей артиллерией. Урон русских сил составил 500 человек.
26 октября со своим авангардом в 5000 пехотинцев и кавалеристов Суворов рассеял под Кобылками ещё один польский отряд, пленив более тысячи человек и захватив все их девять пушек. После объединения с корпусом генерал-поручиком Отто-Вильгельмом фон Дерфельденом, 2 ноября войска Суворова подошли к польской столице.
Однако чтобы войти в Варшаву, россиянам требовалось взять приступом Прагу – её мощное укрепленное предместье, расположенное на правом берегу Вислы. Прага соединялась с Варшавой длинным и широким мостом через Вислу. Поляки успели возвести вокруг Праги земляной вал с тройным палисадом, амбразурам для стрельбы и бастионами.
Перед валом были вырыты шесть рядов волчьих ям с длинными заострёнными кольями. Внешние укрепления защищала сотня орудий различных калибров. Ближе к мосту был возведён ещё один земляной вал с орудийной батареей. Общая протяженность наружных пражских укреплений превышала 7 км.
Варшаву защищало около 15 000 кадровых польских солдат и офицеров, 6000 «косьенеров» (крестьян, вооруженных длинными и остро заточенными косами) и ещё до 6000 местных ополченцев. У защитников столичного предместья в наличии имелось 104 орудия различных калибров. Возглавляли варшавский гарнизон генералы Т. Вавжецкий и Ю. Зайончек.
3 ноября Суворов организовал повсеместную разведку местности, прилегавшей к Праге, в это же время русская артиллерия вела интенсивный обстрел вражеских укреплений с целью выявления польских орудийных батарей и огневых точек. Вечером войскам, выделенным для предстоящего штурма, был зачитан приказ Суворова.
В нём говорилось: «Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища… Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски… В дома не забегать, просящих пощады – щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать…».
Ранним утром 4 ноября 1794 года армия Суворова была готова к решающему штурму. Под российскими знамёнами собралось 22 000 солдат и офицеров (в том числе 4000 всадников и 3000 казаков) при 86 орудиях. Из наличных сил были сформированы семь ударных колонн.
Первые четыре из них, возглавляемые генерал-майорами Ласси, Лобановым-Ростовским, Исленьевым и Буксгевденом, атаковали с севера. Они имели задачу прорыва внешнего кольца обороны с последующим выходом к берегам Вислы и мосту через неё.
Как только северный участок польской обороны будет прорван, в дело на восточном направлении вступали 5-я и 6-я колонны, возглавляемые генерал-майорами Тормасовым и Рахмановым, а также казачьи полки. Им предписывалось довершить разгром конфедератов и ворваться в саму Варшаву. С южного направления предстояло наносить вспомогательный удар 7-й колонне генерал-майору Денисову.
Впереди каждой колонны находился инженерно-сапёрный батальон (500 человек с шанцевым инструментом и пороховыми зарядами) под охраной 130 лучших стрелков. Этим батальонам предстояло под огнём противника пробивать бреши во внешних укреплениях. Шесть артиллерийских батарей, выдвинутых вперёд, должны были своим поддерживать наступающие колонны.
Диспозиция Суворова оказалась верной и тактически оправданной. Несмотря на отчаянное сопротивление поляков, русские полки уверено преодолели волчьи ямы, засыпали ров фашинами и штыковым ударом выбили противника с внешнего обвода. Батальоны «разрушителей» быстро проломили солидные бреши в земляных укреплениях. В них хлынули главные силы россиян.
Мощными таранами русские колонны прессовали поляков, сметая их к берегу Вислы. Скоро взлетели на воздух пороховой и оружейный склады повстанцев. Конфедератов прижали к внутреннему укреплению, где подвергли дальнейшему истреблению.
В отчаянии поляки подожгли мост, чтобы не допустить русских в Варшаву. Мост запылал, лишая тысячи защитников столицы возможности перебраться на левый берег Вислы. Около 9 часов сражение завершилось. Прага была полностью в руках русских частей.
Суворов распорядился выдвинуть к самому берегу орудийные батареи и начать обстрел Варшавы, демонстрируя серьёзность своих намерений. Пока деморализованные столичные польские власти совещались о своих дальнейших действиях, Суворов приказал произвести подсчёт потерь.
Всего убитых поляков в Праге было насчитано 13 340 (среди них были 4 генерала, а также мирные жители), из вод Вислы в ближайшие дни выловили около 2000 тел. В русский плен попали 12 860 человек (в том числе 3 генерала и 442 офицера). Трофеями российской стороны стали все 104 польских орудия. Войска Суворова потеряли 1540 солдат и офицеров (580 человек убитыми и 960 ранеными).
Уже позже польские историки и националисты старались всячески очернить деятельность Суворова во время штурма Праги. Так, русскому генерал-аншефу приписывают всевозможные зверства. Ему вменяют и провоцирование своих солдат на беспощадную резню мирного населения, и варварскую расправу над 6000 пленными, которым якобы отрубили кисти и руки.
До сих пор в польской печати бытует мнение, что россияне вырезали в Праге и утопили в Висле более 21 000 мирных жителей. Действительно, среди варшавян, не пожелавших покинуть свои дома в Праге, были жертвы, но число их завышено в десятки раз. Что касается пленных, то около 6000 ополченцев и «косьенеров», а также 4000 солдат целыми и невредимыми были отпущены Суворовым безо всякого выкупа сразу же после капитуляции Варшавы, последовавшей 8 ноября.
«Ура! Варшава Ваша. Суворов», – такое донесение 9 ноября послал своей императрице русский полководец, будучи верным своей традиции слать лаконичные реляции. «Спасибо, фельдмаршал. Екатерина», – таков был ответ государыни из Петербурга своему военачальнику, повышенному в звании. Специальные медали получили все россияне, отличившиеся в ходе штурма Праги.
Польшу корпус генерал-фельдмаршала Суворова усмирял до конца 1795 года. Мятеж, который мог переметнуться на польские провинции, захваченные ранее Пруссией и Австрией, был окончательно подавлен исключительно российскими войсками.
За достигнутые успехи от австрийского императора Александр Васильевич получил дарственный портрет самого Леопольда II с бриллиантами. От прусского короля Фридриха Вильгельма III русскому фельдмаршалу вручили ордена Чёрного и Красного Орла.
По возвращении в Петербург фельдмаршал ещё раз был облагодетельствован императрицей. В честь его были устроены торжества, Суворову был отведён для проживания Таврический дворец. Вручая табакерку с изображением Александра Македонского, Екатерина II сказала непобедимому фельдмаршалу: «Вы так же велики, как и он!»
Падение Праги и последовавшая за ней капитуляция Варшавы окончательно решили судьбу Польши. 25 ноября 1795 года последний польский монарх Станислав II Август Понятовский отрёкся от короны. К тому моменту ещё остававшиеся формально независимыми отдельные территории Речи Посполитой были окончательно разделены между Россией, Австрией и Пруссией. Российская империя приобрела восточную часть Польши.
[1] – даты в тексте приводятся по новому стилю.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)