Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9
01 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
02 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
03 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
04 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
05 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
06 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
07 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
08 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
09 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
Любопытно, что только сейчас Бог призывает Аврама к непорочности. И составляет некий завет между ними. Девяностодевятилетний старец узнает о том, что скоро станет отцом, и от избытка чувств пал ниц пред Богом.
Перемена имени в связи с появлением потомства несет в себе этимологические обоснования. Если "Аврам" с еврейского можно перевести как "высокий отец", то "Авраам" уже обычно переводится как "отец множества".
Новые договоренности должны соблюдаться не только Авраамом, но и всем его потомками. Думаю, только при таком раскладе данные ему обещания от Создателя будут иметь силу. И это очень логично и справедливо.
Книга пророка Исайи, Глава 41, стихи 4-14
04 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же.
05 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;
06 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"
07 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
08 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-
09 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":
10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
Иногда люди находятся на грани от того, чтобы начать уже жить ладно друг с другом. И нередко толчком к переходу за эту грань являются негативные события. В моем жизненном опыте я наблюдаю это во время похорон. Люди поддерживают друг друга, стараются как-то помочь и находят время друг на друга. При это участвующие могли не видеться до этого дня по несколько лет.
История также знает множество примеров, когда враждующий люди вставали на защиту своего поселения, чтобы выжить. Во время большой беды приходится объединяться. К сожалению, не редкость, когда двое близких людей не ладят друг с другом. Любят, но не ладят - мешает гордыня или психологические травмы, нанесенные друг другу. Но вот случается большое потрясения - предположим, обнаруживается смертельная болезнь и счет начинает идти на дни, и все уходит на второй план.
Неужели мы способны проявлять любовь только когда приходится чем-то жертвовать? Может, именно это и пытался нам наглядно показать Вседержитель через Иисуса? Мы получаем порой очень жестокие курсы любви, и у меня не получается аргументированно спорить с тем, что это незаслуженно.
Сегодняшнее чтение позволяет понять, что мы никогда не будем одни в этом мире, пока мы в нем есть и учимся чувствовать присутствие Бога. Написанные слова поддержки пробирают меня до самого нутра.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 20-33, Глава 16, стихи 1-9
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Глава 16
01 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
02 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
03 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
04 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
05 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
06 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
07 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
08 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
09 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
В этот раз особо обратил внимание на мудрость стихов 15:26, 15:32.
Двадцать шестой стих, на мой взгляд, очень интересно устроен - "слова же непорочных угодны Ему". Я так считаю, потому что человек, сказавший нечто не угодное Богу, тотчас же перестает быть непорочным. Мне нравится эта последовательность.
Тридцать второй стих, на мой взгляд, призывает извлечь урок из критики, в том числе неконструктивной. Нередко из-за нашей гордыни мы не можем стать лучше, когда на недостаток нам указывает ближний. Начинаем мнить, что он это делает только чтобы уязвить. А на деле - это хороший такой повод прислушаться к словам и попробовать изменить себя в этом плане (хотя бы для критикующего человека) и посмотреть, что будет. Критику изначально воспринимаем как нечто колючее, хотя её целью должна быть идея для работы над собой. Не все, конечно, и не всю критику, но тенденция нехорошая в этом плане есть.