Найти в Дзене
Даруль Фикр

Правление Али, да будет доволен им Аллах

Присяга Али была принесена в середине месяца зуль-хиджа тридцать пятого года, на следующий день, после гибели Усмана, да будет доволен им Аллах.
Группа сподвижников отказалась присягнуть ему, среди них были Саад ибн Абу Ваккас, Усама ибн Зейд, аль-Мугыра ибн Шуба, ан-Нуман ибн Башир, Хассан ибн Сабит и другие. Весь период правления Али был сопряжен со смутами, войнами и кризисами.

Присяга Али была принесена в середине месяца зуль-хиджа тридцать пятого года, на следующий день, после гибели Усмана, да будет доволен им Аллах.

Группа сподвижников отказалась присягнуть ему, среди них были Саад ибн Абу Ваккас, Усама ибн Зейд, аль-Мугыра ибн Шуба, ан-Нуман ибн Башир, Хассан ибн Сабит и другие. Весь период правления Али был сопряжен со смутами, войнами и кризисами. Началось с Верблюжьей битвы, за ней последовала Сиффинская битва, а также имел место раскол между большинством мусульман и Муавией, за этим последовали события с хавариджами, которые завершились их мерзким преступлением, убийством Али, да будет доволен им Аллах.

Обо всем этом мы поговорим вкратце.

Кровная месть за Усмана и Верблюжье сражение

Несомненно, что убийство Усмана было делом рук бунтовщиков, за которыми стояли иудей. После этого стоило ждать правосудия за их преступление и рассчитывать на законное возмездие в отношении преступников. Все мусульмане, в том числе и Али, желали наказать преступников. Однако Али, да будет доволен им Аллах, посчитал нужным отложить возмездие до тех пор, пока не восстановится единство общины и пока люди не придут к согласию. Все историки единогласны в том, что он ненавидел бунтовщиков, которые убили Усмана, да будет доволен им Аллах. Али выжидал удобного случая, чтобы исполнить закон Аллаха. Однако все пошло не так, как того хотел Али [1].

Тальха и аз-Зубейр с группой сподвижников считали, что скорейшая поимка преступников и их наказание, является гарантом для урегулирования ситуации и устранения смуты. Они предложили Али свою помощь в этом деле, в виде армии из Басры и Куфы, которая должна была стать опорой для него. Однако Али просил их отложить это дело до тех пор, пока не представится удобный случай для возмездия [2].

Завершилось это тем, что каждая из сторон последовала по собственному пути, чтобы отомстить за кровь Усмана. Те, кто требовал скорейшего возмездия, встретились в Басре, среди них были Айша — мать правоверных, Тальха, аз-Зубейр и ещё большая группа сподвижников. Они только намеривались напомнить жителям Басры о необходимости оказать им помощь для блокирования убийц Усмана и совершения над ними возмездия.

В это время войско Али направилось к ним для урегулирования вопроса и восстановления единства общины. Каждая группа вышла на встречу друг другу, даже не думая о возможной битве или возникновении смуты.

Аль-Кака ибн Амр ат-Тамими внёс вклад в мирное урегулирование конфликта. Когда Али послал его к Аише, Тальхе и аз-Зубайру, он сказал Айше:

«Что привело тебя в этот город?»

Она ответила:

«Сынок, привело меня желание исправить происходящее между людьми».

Тогда он пошел к Тальхе и аз-Зубайру и сказал им:

«Поистине, я спросил мать верующих, что привело её сюда, и она сказала:
«Желание исправить происходящее между людьми».
А что скажете вы? То же самое или нечто другое?»

Они ответили:

«То же самое».

Аль-Кака сказал:

«Тогда расскажите мне, что это за исправление и как оно должно происходить. Клянусь Аллахом, если мы узнаем, как нужно исправлять, мы исправим, а если мы не будем знать, то и исправить не сможем».

Они сказали:

«Речь идёт об убийцах Усмана. Они должны быть казнены. Если оставить их безнаказанными, это будет оставлением Корана и его норм. А если им воздадут равным, это будет оживлением Корана».

Аль-Кака вернулся к Али и рассказал ему обо всём. Али понравилась речь аль-Кака и ответ его собеседников. Люди готовы были помириться.

Али связался с Тальхой и аз-Зубайром, чтобы удостовериться, что и они желают примирения. Когда те подтвердили своё желание, повелитель верующих Али ибн Абу Талиб объявил о своём намерении идти обратно на следующий же день и велел людям отправляться в Басру. [3]

Но что же произошло после этого?

Представители каждого племени, находившиеся в разных лагерях, приблизились друг к другу, стали приходить друг к другу и спокойно общаться, и никто не говорил и не думал ни о чем, кроме примирения. Люди успокоились. Али вернулся в свой лагерь, а Тальха и аз-Зубайр — в свой.

Но для смутьянов это была наихудшая ночь в их жизни. Ведь если о намерениях аз-Зубайра и Тальхи им было известно с самого начала, то поведение Али стало для них полной неожиданностью. Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб объявил о намерении уехать на следующий день и велел тем, кто принимал какое-то участие в выступлении против Усмана, остаться, то есть не сопровождать его. Для них это была верная гибель, и тогда собрались главные заговорщики, аль-Аштар ан-Нахаи, Шурайх ибн Ауфа, Абдулла ибн Саба, известный под прозвищем Ибн Сада, Салим ибн Саляба и другие. Среди них, слава Аллаху, не было ни одного сподвижника. Они совещались всю ночь, говоря:

«Они одного мнения о нас... Если они помирятся и договорятся, то это будет означать, что они договорились и о пролитии нашей крови!»

Их заблудший предводитель, притворявшийся мусульманином, сказал им:

«О люди! Вы обретёте силу, только если смешаете дела людей. Завтра, когда они встретятся, начинайте сражение и не давайте им опомниться и разобраться, что происходит. Они вынуждены будут сражаться, и Аллах отвратит Али и аз-Зубайра с Тальхой от того, что вам ненавистно».

Они согласились с его мнением. Другие люди не знали об этом. Они вышли в темноте незамеченными и направились к людям из племён Мудар и Рабиа, а также к йеменцам, жившим в Басре. Они начали сражение, и люди пошли друг против друга.

Тальха и аз-Зубайр начали спрашивать, что произошло, и им сказали:

«Жители Куфы напали на нас ночью!»

А когда Али спросил, что случилось, ему ответил подосланный сабаитами человек, сказав:

«Они внезапно напали на нас, и мы отбили нападение».

Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб послал гонцов на правый и левый фланги своего войска. Хотя сабаиты, как могли, старались разжечь сражение, обе стороны не спешили сражаться. Они ждали, что будет, желая выяснить, что происходит на самом деле. Во время этой смуты обе стороны считали, что не стоит нападать первыми и что нельзя убивать бегущего с поля боя и добивать раненого.

Предводители обоих войск предпринимали попытки прекратить сражение, однако безуспешно. Тальха кричал:

«О люди! Может, вы послушаете?!»

Однако они не послушали. Тогда он сказал:

«Уф! Мотыльки, летящие в огонь!..»

В это время, несмотря на кровопролитное сражение, находились люди, воспитанные под сенью веры и связанные дружбой с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда они встречались друг с другом, они сдерживались от нанесения вреда друг другу.

Передает аль-Байхакы со слов Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Кады, который передал со своим иснадом от Харба ибн аль-Асвада ад-Дуали:

«Когда войска сошлись, вышел Али и спросил, есть ли здесь аз-Зубайр ибн аль-Аввам.»
«Есть»,-ответил тот и вышел к Али.
Али сказал:
«Помнишь ли ты тот день, когда мы с тобой были под навесом одного из ансаров и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Любишь ли ты его [Али]?»
Ты спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Что должно мешать этому?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Ты будешь против него [против Али], чтобы сражаться с ним, и ты будешь несправедлив в этом».
Аз-Зубейр сказал:
«Да конечно, Клянусь Аллахом, я забыл то, что сказал Посланник Аллаха ﷺ и вспомнил сейчас, клянусь Аллахом я никогда впредь не стану сражаться с тобой. После чего аз-Зубайр покинул войско и отправился обратно в сторону Мекки».

Когда верблюд Аиши упал, её паланкин отнесли подальше от поля боя. Али предстал перед Аишей приветствуя и расспрашивая о eе здоровье он сказал:

«Как ты, матушка?»

Она ответила:

«В порядке».

Он сказал:

«Да простит тебя Аллах»

Затем подбежали знатные люди и сподвижники, приветствуя ее и беспокоясь о ее здоровье. [4]

[1] См. «Аль-Бидайя ва-н-Нихайя» ибн Касир (7/234).

[2] См. «Аль-Бидайя ва-н-Нихайя» ибн Касир (7/235) и «Фатхуль-Бари» (13/46).

[3] См. «Аль-Бидайя ва-н-Нихайя» ибн Касир (7/239).

[4] См. «Аль-Бидайя ва-н-Нихайя» ибн Касир (7/241).