Найти тему
Алексей Базюк

Причины котлов и больших потерь в первые месяцы войны. Ваше мнение?

Оглавление

Друзья, нужна помощь коллективного разума. Дело в том, что я имею некое уразумение, как впрочем и все, о Великой Отечественной войне. Но вот только некоторые мои суждения практически нигде больше не встречаются и стало быть, я могу ошибаться. Поправьте меня, если можно, разумными аргументами....

Большинство умозаключений в столь остром вопросе, как правило исходят из принадлежности к тому или иному политическому лагерю -советскому или антисоветскому. Я их коротко повторю -проспали, репрессии против высшего командного состава, готовились больше к наступательным действиям (как железное доказательство приводится строки из предвоенных песен или доктрина опального Тухачевского) и т.д. От всего этого набора смердит Ледокольщиной и прочими замечательными трудами из 90-ых, потому всерьез их вряд ли можно рассматривать. Вернее так, влияние подобных факторов не было существенно определяющим.

Вот что я полагаю.

Первый фактор.

Отказ Сталина от стратегии Кутузова.

Как-то я приобрел подборку военных мемуаров немецких офицеров и среди них были воспоминания одного штабиста, приближенного к Гитлеру. Он пишет(привожу текст по памяти)- Гитлер планирую план нападения на СССР, полагал, что Сталин выберет единственно правильное историческое решение -стратегию Кутузова, приведшую, когда-то к победе и станет, избегая крупных сражений, отводить войска к Москве, готовясь к генеральному сражению . Это позволит немцам захватить плодородные земли Украины, ресурсы Кавказа и Донецкого бассейна и главное - предприятия Европейской части СССР. То что Сталин поступил против всякой логики и избрал противоположную тактику, а именно упорное сопротивление и эвакуировал в кратчайшие сроки промышленность за Урал и в Среднюю Азию, было для Гитлера полной и неприятной неожиданностью. Вот еще вдогонку цитата немецкого историка Клауса Рейнгардта - "Все первоначальные планы компании против СССР исходили из того, что бы не допустить отхода Красной Армии в глубь Советского Союза". То есть, повторюсь, по мнению Гитлера и его штаба, в Советском Союзе немцев ждал обязательный масштабный отход всей Красной Армии от границ. И весь спор Гитлера и подчиненных был лишь в том, какую выбрать стратегию - либо разгромить отступавшие войска(где-то в районе Припятских болот), либо лишить СССР жизненно необходимых ресурсов (нефти, угля, пшеницы) и стало быть, основные удары направить не на Москву, а на Кавказ(через Украину) или к Ленинграду. И вот собственно мои рассуждения. Итак мы имеем следующее - войска СССР стоят "насмерть" в приграничных зонах, оказывая наступающим немцам активное плотное сопротивление, в это время "за спиной" наших войск происходит масштабная эвакуация предприятий. Чисто логические и логистические рассуждения -за два месяца были перевезены миллионы тонн груза , то есть все железнодорожные пути и имеющиеся составы практически двадцать четыре часа в сутки были заняты перевозкой грузов на Восток. Поезда шли непрерывно с дистанцией 700-800 метров, было задействовано полтора миллиона вагонов.Снабжение фронта на Западе существенно страдает. Когда мы видим на архивных кадрах множество брошенной техники в первые недели войны - то это как раз из-за отсутствия боеприпасов и горючего ( и если в первую мировую войну нехватка боеприпасов объяснялась больше саботажем фабрикантов и их попыткой "за дорого продать государству товар" , то в июне-июле 41 года просто физической невозможностью - вдобавок, большая часть военных предприятий была разобрана). При этом, у немцев за спиной работали хорошо налаженные коммуникации, а у нас творился Хаос -жд пути забиты поездами на Восток и миллионами беженцев.

Брошенная техника Красной армии.
Брошенная техника Красной армии.

Сравните, как поменялась картина уже под Москвой. Вся промышленность за Уралом(работает!) и стало быть дороги - в тылу, свободны, в отличном техническом состоянии и на все сто процентов служат обеспечению фронта -резервы и боеприпасы с легкостью доставляются туда куда требуется. У немцев все с точностью наоборот -их тыл - выжженная земля. Диверсанты, партизаны уничтожают мосты, железнодорожные пути. Осенняя слякоть сводит на нет доставку необходимых грузов и подкреплений. Любые немецкие мемуары, описывающие битву под Москвой, это стенания по поводу дефицита всего нужного - боеприпасов, горючего, людских резервов, амуниции. Я читал одного Фрица и он описывает особо возмутивший его случай -при зимнем отступлении, они порядком отойдя от Москвы, замерзшие, еле живые, натыкаются на бесхозный немецкий склад, забитый до верху отличной зимней одеждой. Его возмущению нет предела( почему не доставили в нужные дни на фронт?), но возможно, причиной недоставки груза было как раз разбитые дороги и нехватка транспорта.

Второй фактор.

невозможность грамотного и стратегического отступления.

Возьмем в качестве образца -Операцией "Буйвол" , которую провели фрицы в 1943 года -они просто отошли на 150 километров и выравняли фронт, избежав масштабного окружения . Мы так в 41 не могли. Оборона у советских войск в начале войны была лишена гибкости и мобильности, немцы прорезали танковыми клиньями фланги,выступавших вперед частей , и брали их в кольцо. Взять и запросто отступить километров на сто назад, что бы выравнять фронт, нельзя было , по причине все той же масштабной эвакуации в тылу. Отсюда легкость, с которой немцы создавали котлы. Незабываем еще и не о неразберихе царившей в командовании. Таким образом, действия Советской армии в июне-июле были больше похоже на жертву. Обладая ограниченными ресурсами, наши войска всеми силами держали натиск врага, пока промышленность не "переедет" на новое место. И поскольку действия войск имели именно "жертвенный" характер, этим объясняется большое количество жертв.

Добавлю еще, несколько слов про рельеф местности - немцы в июне шли через широкие поля, украинские степи... Подобная местность раздолье для танковых атак. Зимой под Москвой он уже имели существенное ограничение в передвижении и выйти стремительно в в тыл, через слякоть или глубокий снег не могли физически. Бойцам Красной армии оставалось перекрывать основные крупные дороги.

Третий фактор.

География .

Фрицы наступали широким фронтом, растянутым от Черного до Балтийского морей. Чем они дальше шли на восток, тем шире делался этот коридор наступления и ослабевал натиск удара. (Спасибо Балтийскому морю ). В какой-то момент, их фронт вытянулся в узкую полосу шириной 30 км. Получается, именно в первые недели войны концентрация и сила удара немецких войск были максимально мощными. На карте ниже видно, как идет расширение с продвижением на Восток.

Карта наступления немецких войск.
Карта наступления немецких войск.

Четвертый фактор.

Немцы в начале войны были грозной и в чем-то мифической силой.

Легкость с которой они растоптали Европу, и первые успехи в СССР (взятие Минска уже 28 июня 1941) наделили их (в воображении советского человека ) невероятной звериной мощью. Советская пропаганда , изображая немцев лютым беспощадным врагом, активно тому способствовала ( только после 1942 года в пропаганде начнет присутствовать карикатурность в изображении фрицев). Детишки, встречавшие наступавших немцев, ожидали увидеть их с рогами. Я читал воспоминания солдат, впервые отправляющихся на фронт - вид раненных бойцов, встреченных на вокзалах, действовал угнетающе, случалось, что новобранцы еще не добравшись до фронта сбегали или калечили себя самострелами. Психологическое состояние солдат перед первым боем хорошо описано у Бека в "Волоколамском шоссе" - страх и безнадежность, неверие в собственные силы, ожидание неизбежной смерти и так далее. Вот названия первых глав романа ("Страх", "Судите меня", "Не умирать, а жить"). Только грамотная работа командиров и политруков меняла эти настроения в точности до наоборот. Не стоит забывать о солдатской смекалки, военных хитростях и прочего , что приходит с военным опытом. Всего этого не было или было недостаточно в первые дни войны. Уныние и безнадежность царили в отступавших войсках. Враг в отличие от нас, имел опыт и психологию победителя. Только в сентябре и в октябре, настроение солдат начинает существенно меняться - немец, оказывается, не такой и грозный... "Первые очереди подрезали центр немецкой цепи. О, как там заметались! Я впервые услышал, как заголосили враги. Мы потом не раз убеждались, что такова одна из особенностей гитлеровской армии: в бою при заминке или неудаче подстреленные немцы орут в голос, призывая помощь, — так почти никогда не кричат наши солдаты"("Волоколамское шоссе").

Пятый фактор.

Временное техническое превосходство.

Как ни крути, Гитлер сумел создать в кратчайшие сроки гиперсовременную армию, сильнейшую в мире. Еще двадцать лет назад в атаках махали шашками... А что теперь? Люфтваффе, перед войной, используя преимущество в оптике, проводит аэросъемку приграничных территорий СССР. Качество этих снимков впечатляет и они мало уступают современным спутниковым аналогам. А это не забываем, конец 30-ых. Утро 22 июня начинается с масштабной бомбардировки аэродромов, узлов связи, мостов, транспортных развязок... Точно также генерал Шварцкопф, спустя полвека, перед сухопутной операцией будет утюжить Ирак. Танковые войска снабжены радиосвязью (то чего не хватало нам). Взаимодействие всех родов войск идеально отлажено(спасибо покоренной Европе). Уже одно то, что немецкая промышленность успешно разрабатывала в эти годы баллистические ракеты, создала самолет с реактивным двигателем, говорит о многом и прежде о техническом преимуществе Германии над остальным миром. В то же время, самоуверенность сыграла с Гитлером злую шутку, вряд ли он мог предположить, что Советский Союз сможет противопоставить не уступавшую по силе и качеству технику.

Резюмируя, могу сказать следующее, используя терминологию бокса. СССР пропустил первым мощный атакующий удар противника и потерял равновесие. Собравшись с силами, он смог достойно ответить. Когда я читаю рассказ "Мексиканец" Джека Лондона, мне представляется в образе мексиканского боксера именно Красная армия - первые тяжелые бои и поражения, первые победы, трудный перелом, победа.