Найти тему
Никита Иванов

Отчего пустеют наши храмы

Соль обуевает

Вы когда нибудь пробовали есть что либо без соли? Самых отчаянных хватает на пару недель. Хоть немного, но посолить придется.Не зря в народе укоренилось «не солоно хлебавши», то есть без соли все равно, что не ел. Такой солью часто называют в обществе и народе священников. И вполне справедливо. Без них наша жизнь невыносимо пресная, в духовном смысле. В годы борьбы с верой каждый священник был как дар Неба. Пойди найди, не родиться, ни умереть толком. Трудные времена.

Сегодня все наоборот. Как-то отец Кирилл Павлов, показывая на полное ведро воды, показал сколько народу сейчас в церкви, а потом попросил вылить воду. По стенкам ведра стекли несколько капель. Вот столько спасается, сокрушенно заметил старец. Теперь и этот истинный молитвенник и пастырь ушел в Горнюю страну от нас. Думаю, что и те, несколько капель изрядно подсохли. Господи, помоги! Трудные времена.

К чему я все это пишу. Пришел вопрос, даже не столько вопрос, сколько чья-то боль. Были в храме, все дорого, священники грубые, душе тяжело. Как быть? И мне тяжело. И я грубый, особенно когда уставший, и у нас в храме все дорожает. Простите. Мы священники что-то потеряли. Мне в академии предложили написать работу о «выгорании» духовенства. Знаете, страшные цифры, сколько батюшек теряют веру, есть и такие, которые накладывают на себя руки.

Причина проста - дух времени. Он вторгается всюду, в церковь особенно сильно и грубо. Церковь пытается с ним заигрывать, от этого еще хуже. Тошно на душе, вот она и «выгорает». Правильнее сказать выгорает не только душа и духовенство, но и сама наша многострадальная церковная община. Храмы становятся бизнесом или клубом, священники - бизнесменами или артистами, архиереи - олигархами или режиссерами, кругом деньги и страсти. Соль обуевает.

Эти трудные времена предречены нам святыми. Вот мы в них и живем, томимся, страдаем. А от страданий сами хоть немного учимся быть сострадательными. Сострадание теперь редкая добродетель. Еще несколько десятилетий назад все были чуткими, чужую боль принимали как свою. Теперь все изменилось. Но вопрос остается, как быть и что делать?

Думаю что с нас, немощных, достаточно просто быть… христианами, со всеми вытекающими последствиями из этого слова. Это трудно сегодня, но возможно. Уже в 19 веке настоящий христианин считался идиотом. Вспомните Достоевского. В нашем 21 и того хуже. Но и Христа иудеи называли бесноватым. Надо просто не бояться быть не таким, как все. С этого хотя бы можно начать. Глядя на вас и нам, священникам станет стыдно быть как все.

А что делать? На этот вопрос лучше святителя Игнатия не ответишь. «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.»