Обзор книги поэта (2008)
Продолжим обзор статей поэта, который был примечателен не только своими стихами, но и многими литературоведческими работами и статьями жанра эссе!
Тема революции в поэзии Мандельштама
В своём эссе под названием "Комиссаржевская" поэт очень не любит говорить про себя, считая, что достаточно написать, какие книги он прочитал, вот и вся биография!
Затем он продолжает своё рассуждение о революции. Революция сама и жизнь, и смерть и она терпеть не может, когда при ней судачат на данные темы. У неё пересохшее от жажды горло, но она ни за что не примет ни одной капли влаги из чужих рук. Природа революции заключается по мнению Осипа в вечной жажде и воспалённости.
Для неё характерна эта боязнь, страх получить что-то из чужих рук, она боится подойти к источникам бытия.
Однокурсница поэта Вера Комиссаржевская была протестанткой, начитавшись Ибсена. Она решила переделать театр на европейский лад и в итоге ей это удалось. У неё в зародыше находился скрытый талант трагической актрисы.
В итоге она создала театр Ибсена и Метерлинка, но её театр был окружен атмосферой сектантской приверженности.
Аптекарь из "Христиании" сманил её в профессорский курятник. Вырвавшись из такого театра, она стала более свободной, а Блок высмеял его в своём "Балаганчике", вспомнив и восславив в нём бессмертную Кармен.
Тема поэта и поэзии
В произведении цикла "В не по чину барственной шубе" автор вспоминает своего наставника и учителя по литературной злости В. Гиппиуса. Мандельштам просто представить самого себя не может без литературной злости.
На Осипа очень сильно повлияло чтение Фета и Тютчева.
Преподаватель хотя и дружил со многими писателями, но в глубине своей души достаточно сильно злился и завидовал им всем: "Он грелся о литературу, тёрся о неё шерстю, рыжей щетиной волос и небритых щёк".
Гиппиус читал "Весы" или "Северные цветы", "Скорпиона", Брюсова, Сологуба, стихи Случевского ("Казнь в Женеве"), дружил с монахами раннего символизма - Коневским и Добролюбовым.
Учителю также нравились шипящие в речи и "г" в окончании слов. Мандельштам считал его преподавателем русского языка в литературе и даже приходил к нему домой на учебу.
Гиппиус обучал его построению литературы в целом не как храма, а как рода. В ней учитель ценил патриархальное отцовское начало культуры. В природе самого Гиппиуса ощущалось некое предсмертие. Он любил рифмы в стихах: "пламень-камень, любовь-кровь, плоть-господь. В его словаре было два главных на его взгляд слова в жизни - "бытие" и "пламень". У этого преподавателя в доме часто бывали гости.
Литература той эпохи представляла собой род, а дом её всегда оказывался полной чашей.
В самом начале данного рассказа Осипу померещился К. Леонтьев, воинственно зовущий с криками извозчика на Васильевском острове, так как он более других литераторов склонен орудовать глыбами времени. Он чувствует столетия словно погоду и поэтому вечно покрикивает в случае крайней необходимости на авторов.