Дорожные службы часто удивляют обычных граждан, начиная укладку асфальта в дождь. Давайте разбираться, это настоящее вредительство или легальная технология по созданию прочных дорог.
Что говорит СНиП
Нормы и правила укладки асфальта прописаны в СНиП 3.06.03-85. Искать нужно в разделе «Укладка асфальтобетонных смесей», в пункте 10.16, где написано, что проводить работы по асфальтированию дорог нужно в сухую погоду.
Причина в том, что влага не должна попадать во внутренние слои полотна. Если проникнет, при понижении температуры вода кристаллизуется и превратится в лед. Когда вода превращается в лед, она увеличивается в объеме, что в итоге приведет к поломке асфальта изнутри, а потом и снаружи.
При регулярных перепадах температуры вода будет постоянно менять состояние, расшатывая структуру асфальтного покрытия все больше.
Исключение из правил
Любые правила со временем обрастают исключениями, поскольку появляются новые материалы и технологии. Так произошло и с укладкой асфальта, когда появились холодные и литые смеси с пластификаторами в составе.
- Литой способ
Литая смесь имеет плотную структуру. Это значит, что у нее высокая сопротивляемость попаданию влаги. Поэтому Росавтодор разрешает укладывать ее при небольших осадках, но в ливень или сильный снегопад работы все-таки нельзя проводить. Допустимая температура составляет +5 градусов, иногда может понижаться до -10 градусов.
Готовая смесь доставляется на место в специальных бункерах. При этом ее температура поддерживается в районе 200 градусов и выше. Когда такой асфальтобетон соприкасается с основанием (старый асфальт, земля или гравий), он мгновенно осушает поверхность. В итоге вы можете укладывать асфальт даже в снег без страха, что влага проникнет внутрь дорожного полотна.
- Холодное асфальтирование
Еще одним исключением из правил считается укладка холодного асфальта. Способ, при котором асфальтобетон доставляется на место работы уже в готовом виде, и его разрешается укладывать при температуре до -20 градусов при любой влажности.
Бугорки, которые остаются на месте «заплаток», не случайны. Дорожники оставляют их для того, чтобы асфальтобетон со временем осел, уплотнился и сравнялся с общим покрытием.
Работы в дождь стоят дороже
Литая смесь стоит дороже, чем стандартный горячий асфальтобетон, поэтому и работы обходятся в круглую сумму. Так почему работы нельзя перенести на более подходящее время?
Причина в том, что по закону дорожные службы, как и любые другие организации, обязаны незамедлительно отреагировать на жалобы автомобилистов или любых других граждан.
Если организация получает сообщение, что на дороге образовалась яма, то у сотрудников есть 10 дней на устранение проблемы. В противном случае организация будет оштрафована на приличную сумму. Когда счет идет на дни, дорожники не могут выбирать время работы по нормативам и погоде. Они вынуждены проводить ремонт в строго ограниченный отрезок времени.
Почему не проводить ремонт вовремя? Невозможно уследить за всеми дорогами. При этом небольшая трещина или выбоина могут серьезно увеличиться в размерах всего за неделю-полторы.
Заключение
Как видите, асфальт можно класть в любую погоду, в том числе и в дождь, и снег. Однако обойдется это существенно дороже, чем стандартный способ горячей укладки асфальта. Поэтому выгоднее и практичнее проводить работы в сухое время года. Но если ремонт нужен здесь и сейчас, используйте способ холодного асфальтирования или укладку литого асфальта.