Статистика русского спорта весьма сурова. 75% юных спортсменов бросают спорт к 13 годам. 65% прекращают стремиться к спортивным результатам уже через 3-4 года. Большинство детей перестают заниматься и уходят из спортивных школ.
Естественно, родители очень страдают. Они инвестировали в ребенка свои средства и время в надежде в будущем получить отдачу. И все, получается, напрасно. Ребенок уходит в никуда, ведь помимо спорта у него других интересов не было.
Причина ухода всегда крутится вокруг следующего:
Внешняя оценка действий спортсмена чаще критическая. Так у него формируется установка неуспешности. А раз так – он больше не получает удовольствие от занятия спортом. Ему или ей больше не весело ходить на тренировки и участвовать в соревнованиях.
Какой выход из этой ситуации? Базисно – до определенного возраста ставить удовольствие от процесса выше результата. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) Тренер должен знать структуру мотивов каждого своего подопечного, после чего из потенциальных возможностей определить критерии успешности каждого, и только исходя из этого дать оценку действию. Также и в отношении команды.
2) Родители при своей непосредственной включенности в процесс занятия спортом держут дистанцию касательно спортивного обучения, но имеют непосредственное отношение к формированию спортивного характера – самостоятельности, ответственности, самодисциплины.
3) Спортсмен при всей жесткости требований должен чувствовать поддержку и одобрение со стороны тренера, а также видеть свои перспективы в спорте.
Не забывайте о том, что вопросы мотивов и мотивации спортивной деятельности решаются с помощью конкретных психодиагностических методов и проведению индивидуальных консультаций со спортивным психологом.