Найти тему
Не хлебом единым

Мариино стояние, которое бывает только раз в году. Не пропустите!

Оглавление

Доброго дня, уважаемые читатели! Сегодня вечером православные христиане будут участвовать в удивительном богослужении, названном "Мариино стояние". Совершается оно лишь раз в году вечером в среду пятой недели Великого Поста. За этим богослужением полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского и читается житие преподобной Марии Египетской - образца покаяния на все времена.

Образ Марии Египетской

Мария Египетская, современная икона.
Мария Египетская, современная икона.

Позади бо*льшая часть Поста. Для укрепления изнемогающих от тяготы Поста, болезни или уныния Церковь предлагает чтение жития преподобной Марии Египетской. Нужно сказать, что чтение Синаксаря (сборник святоотеческих чтений и житий) на утрени является уставом Церкви. Но в большинстве случаев (в первую очередь на приходах) эти чтения опускаются. Только два раза в году на Мариино стояние и Пасху в богослужении присутствует душеполезное чтение.

Мария Египетская (V в.) - блудница, покаянием превзошедшая многих праведников и пустынников - своей жизнью показывает, как Господь близок нам всем, как Он из камней может создать чад Аврааму, а из проститутки - молитвенницу и постницу.

«Напрасно некоторые оправдывают себя в своих падениях немощью собственного естества и общею слабостью человеческою или еще тем, что "так поступают все". Священное Писание нас удостоверяет, что чем мы немощнее, тем бываем лучше и способнее к доброделанию, тогда благодать больше преизобилует. Сила Моя совершается в немощи, – сказал Господь святому апостолу Павлу (2 Кор. 12, 9), в то время как разврат воцаряется тогда, когда преизбыточествуют физические силы, как было это пред потопом в пору пребывания на земле исполинов. Грех не становится меньшим от того, что он – общий; напротив, именно тогда гнев Божий больше возгорается. Если бы Ной жил так, как жили его современники, то и он бы погиб в водах потопных: для всех нечестивцев достанет места в аду.
Всего лучше и надежнее в своих грехопадениях во всем осуждать только самих себя, укорять за все одних себя. Самоосуждение отвратит от нас строгость суда Божия, преклонит к нам Его милость и исходатайствует нам прощение во грехах». (архим. Кирилл Павлов)

Таким путем следовала преподобная Мария. В ее беседе со старцем Зосимой мы не найдем ни слова осуждения подобных ей блудников, или людей, которые, наоборот, презирали ее. Нет сожаления о жизненном пути, который она проделала. Обратите внимание на то, как прост и содержателен ее рассказ: она говорит о своем падении, покаянии и восстании. В словах Марии только Господь и она - и ничего лишнего.

Иудейская пустыня. Фото автора
Иудейская пустыня. Фото автора

Для того, чтобы увидеть свои грехи, человеку необходимо уединение. Информационный шум современного мира не дает просто остановиться и посмотреть внутрь себя. Поэтому в пост так важно любыми путями избегать суеты, праздности и найти время для души.

Добрый плод уединенной молитвы принес Богу пророк Моисей. 40 лет пас он овец в пустыне. Но, несмотря на тяжелый труд, не оставлял молитвы, и его усердие было вознаграждено: Моисей был удостоен видения Бога в горящей купине: «В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши». (Великий покаянный канон)

Добрый плод покаяния в 40-летнем уединении принесла и преподобная Мария взамен 17-ти лет своей развратной жизни. У нас, конечно, нет таких 40 лет, но каждый год есть 40 дней Великого Поста.

Терпение и труд

Писатель Великого канона, побуждая к покаянию, дает указания, как поступать человеку, чтобы быть угодным Богу. А примеры богоугодной жизни преподобный Андрей черпает опять же из Библии. Приводя историю праотца Иакова и его жен – Лии и Рахили, он представляет их как символы христианских добродетелей. Лия является образцом творения добрых дел вообще (она родила Иакову шестерых сыновей и много трудилась ради их воспитания), а Рахиль как образец терпения и мудрости (потому что она долго терпела бесплодие и лишь в конце жизни Бог наградил ее двумя сыновьями): «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится».

Но, совершая доброе дело, надо помнить, что оно невозможно без искушений. Это могут быть: непонимание и осуждение окружающих; или, наоборот, их зависть и препятствие делу. Опыт Церкви подтверждает слова апостола Павла: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». (1 Тим. 3:12) . Но воспоминания о Кресте Спасителя и Его великом терпении должны отгонять ропот, лень и уныние. Сила Креста Господня помогала верующим во все времена. В Ветхом Завете прообразом Креста являлся медный змий и жезл, ударом которого Моисей разделил Красное море, для того, чтобы по нему прошли спасавшиеся от египтян евреи. Помня об этом, христиане должны использовать крестное знамение как духовное оружие, веря в его великую силу: «Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити».

Если ничего не меняется…

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, откуда начался путь Марии Египетской. Фото автора
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, откуда начался путь Марии Египетской. Фото автора

Иногда говорят, что цель поста в том, чтобы научиться быть терпеливее, скромнее, милостивее, то есть победить в себе некоторые пороки и приобрести духовную пользу. Но это верно лишь отчасти. Бывает, что человек, решивший посвятить пост борьбе с каким-то пороком, к концу поста обнаруживает, что в нем ничего не изменилось. Почему так происходит?

Во-первых, потому, что избавиться от страстей, даже, казалось бы, не очень страшных, таких как любовь к сладкому, или праздным разговорам, очень трудно. А такие пороки, как гневливость, зависть, осуждение, лживость искореняются годами.

Во-вторых, потому, что Бог ждет от нас, как это ни странно, не победы, а участия. Ведь если человеку будет легко даваться исправление недостатков, то он возгордится. Поэтому Господь попускает христианам долго трудиться и терпеть поражения для того, чтобы осознать, что исправить нас может только Бог. Только Бог Своей исцеляющей благодатью может преобразить сердца, попалить любые страсти и из грешника сделать святого.

Но для того, чтобы произошло это чудо преображения души, нужно покаяние и доверие Богу, предание себя в Его руки. Вот, к чему призывает нас преподобная Мария Египетская, навсегда покинувшая мир с тремя хлебами в суме. Разве не было страшно ей, молодой женщине, умереть там от жажды, голода, холода, или быть растерзанной зверями? Кроме Бога надеяться ей было не на кого. И разве ожидала преподобная скорого результата? Только сравните: сколько духовно трудимся мы, и сколько трудилась она? И разве можно прилагать к духовной жизни такие критерии, как "срок", "результат"?

Господь несомненно исправит душу искренне служащих Ему, но сделает Он это в то время и таким образом, когда это будет угодно Ему, и это будет не меньшим чудом, чем встреча преподобного Зосимы со святой Марией, которая произошла в иудейской пустыне более 1500 лет назад.

Благодарю за прочтение!