По традиции объекты технического наследия, относящиеся к индустриальному оборудованию или транспорту, в обязательном порядке сохранялись исключительно в научно-технических музеях. Одним из главных аспектов по формированию экспозиционных коллекций в подобных музеях являлось обязательное документирование исторической разработки развития техники и научно-технического знания. Основываясь на данном аспекте, экспозиция должна была отражать изменение тех или иных устройств от прототипов до самых поздних моделей. Популяризация научно-технических знаний являлось одним из главных течений деятельности научно-технических музеев.
Под конец XX века научно-технические музеи, которые создавались на основе перечисленных аспектов, столкнулись с определенными проблемами. Часть экспонатов из-за того, потеряла актуальность для того времени, из-за устаревших данных, их нельзя была использовать в учебных процессах, так как пропала их ценность. Стало также очевидно то, что способ, при котором наблюдается только развитие определенных устройств, стал довольно-таки ограничен, он перестал отражать влияние развития техники на жизнь общества (которое в индустриальную эпоху было определяющим).
Поэтому в связи с этим, музеям пришлось менять направление деятельности и начинать активный сбор и демонстрацию исторических материалов о памятниках, вследствие чего осваивают разнообразную деятельность, не зацикливаясь исключительно на популяризации научных знаний.
Кроме всего прочего, данный способ освещает задачи, связанные с административной принадлежностью музеев. Это связано с тем, что большая часть музеев, которая занимается сохранением памятников технического наследия, подчиняется ведомствам или отдельным предприятиям, которые предоставляют финансовые ресурсы и экспозиционные площадки, а также имеют право определять штат сотрудников и преимущественные направления деятельности.
В связи с этим, одной из основных задач подобного музея является продвижение вышестоящей организации, а именно работа над его имиджем. Именно поэтому в экспозиции музея необходимо показывать важность отрасли организации в жизни общества. Также в таких случаях необходимо затрагивать целостность традиций, особое уважение к труду, результативное сотрудничество с другими компаниями, качество продукции, а просветительская, образовательная и любая другая деятельность музея должны демонстрировать высокий уровень социальной ответственности организации.
Наиболее эффективным методом сохранения наследия является музеефикация движимых объектов вместе с постройками таким образом, чтобы музейные функции были первостепенными. Это наиболее осуществимо в условиях нефункционирующих или сильно сокративших производство заводских комплексов и других отраслях, где имеются объекты технического наследия.
Музеефикацией называют направление музейной деятельности, которое заключается в реорганизации историко-культурных, историко-технических и природных объектов в объекты выставочного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, технической, научной и художественной ценности.
Музеефикация памятников культурного и технического наследия равзивается согласно двум направлениям:
- Обозначение понимания особенностей памятника в историческом и художественном аспекте, позволяющего преобразовать его в самостоятельный объект музейного показа, вне зависимости от наличия музейных экспозиций или их отсутствия. Музеефикация памятников – это совокупность мероприятий, которые направлены на реставрацию различными методами, а также созданию определенных условий для его дальнейшего функционирования в музейной деятельности.
- Использования памятника архитектуры, как помещение для музея. С сохранением его архитектурных форм и художественной особенности фасада здания.
Исходя из выделенных направлений способов музеефикации определяются области применения данного понятия в истории искусства и архитектуры, в сфере по охране памятников культуры, в музееведении и в теории реставрации.
На основе теоретических данных музееведения данное понятие устанавливает деятельность, которая направлена на приобщение памятников к памятникам культуры, с помощью их размещения в музейной институции. Музеефикация позволяет определить памятники архитектуры и памятники технического наследия, как возникшие в результате исторических событий.
Главная особенность памятников технического наследия является их функциональность и предельная производительность. Целью их существования является аспект организации их содержания и формы. При этом сама функциональность в обязательном порядке должна быть сохранена и олицетворять себя как часть технического наследия. В случае сохранения оборудования или транспорта, как памятника технического наследия необходимо воссоздание недостающих механизмов и деталей.
Демонстрация функциональных памятников технического наследия означает демонстрацию работы оборудования или транспорта, что в любом случае может нанести ущерб сохранности самого предмета. Необходимо учитывать, что практика показа музейного предмета в работе является новшеством: например, музеефикация зданий почти всегда подразумевает приспособление для выполнения новых функций.
В данной части работы подразумевается частичная музеефикация учебных лабораторий ФЛА НГТУ, в целях сохранения и актуализации историкотехнического наследия НГТУ.
Последовательность музеефикации предмета или объекта состоит из следующих пунктов:
1) Подробное описание с указанием деталей (фото, видео, параметры и пр.).
2) Необходимость описания «истории» объекта, как памятника.
3) Присвоение к объекту номера, обозначение статуса, классификация.
4) Подготовка к экспонированию.
В данном случае лаборатории ФЛА являются помещением, где находятся экспонаты, играющие важную роль в актуализации историко-технического наследия НЭТИ-НГТУ. В ходе данной работы и экскурсионного проектирования было проведено интервью с инженером лаборатории ФЛА А.Д. Саленко, где были изучено детальное описание каждого экспоната лаборатории, в данном случае частей самолетов и вертолетов, а также была воспроизведена история каждого из них.
Грубо говоря, музееификация лабораторий ФЛА, происходит в форме «под музей», то есть объект используется под музейные экспозиции. В данном случае, лаборатории не используется официально, как музейное помещение, но в нем находятся выставочные экспонаты, играющие важную роль в актуализации историко-технического наследия вуза.
Исходя из вышеперечисленных данных, можно отметить высокую актуальность музеефикации учебных лабораторий ФЛА НГТУ, в целях сохранении и актуализации историко-технического наследия университета. В лаборатории очень важно сохранение данных экспонатов, в связи с тем, что они являются частью истории самого вуза, а также гордостью факультета летательных аппаратов, за счет того, что не каждый университет может похвастаться наличием самолетов для учебной практики студентов. Помимо этого, коллекция самолетов планируется пополняться новыми экспонатами.
Лаборатории ФЛА являются ключевой точкой в маршруте проектируемой экскурсии по НГТУ, за счет масштабов истории и размеров выставочной площадки (которой выступает помещение лаборатории).
Также, в стенах действующих лабораторий ФЛА НГТУ имеются пояснительные материалы и стенды, экспозиции аэротруб, на которых происходит тестирование различных мостов, проектируемых в городах России. Также, музеефикация лаборатории самолето- и вертолетостроения актуальна за счет интерактивных экспонатов на территории. Здесь экскурсанты имеют возможность увидеть составляющие элементы фюзеляжа, крыла и других элементов планера, есть возможность управлять выпуском-уборкой шасси, а также побывать в кабине самолета.
Самолеты и вертолеты, находящиеся в лабораториях факультета летательных аппаратов, являются крупногабаритными объектами технического наследия, за счет чего подобные объекты музеефицируют в форме «под открытым небом», в нашем случае, под них уже имеется лаборатория, они находятся исключительно в помещении, что позволяет рассматривать их в любое время года, находясь в теплом помещении. Поэтому. Как уже говорилось выше, музеефикация будет относиться в основном к помещению, где находятся наши объекты.