Не хотела ничего писать про сегодняшнее мероприятие, так как, честно говоря, не вижу в народе ажитации и вообще - большого интереса к Навальному. И по-прежнему убеждена, что он уже остался в прошлом. Но вот увидела своего рода манифест Леонида Гозмана. Вы уж извините, Леонид Яковлевич, что я о вас в последнее время так много пишу: просто, вы настолько целостно излагаете весь набор взглядов своего сообщества, настолько они у вас бесхитростны, что не надо больше никого читать. Хочешь знать, что думает давно не обновляемый либеральный истеблишмент - достаточно читать Гозмана. И я прочитала.
И поняла, почему новый провал. У либералов от сегодняшнего мероприятия есть ряд ожиданий, которые четко изложены цельнометаллическим их и бессменным представителем. Это:
- врачи для Навального;
- врачи для всех заключенных;
- освобождение политзаключенных;
- отвод войск от границы с Украиной;
- прекращение поддержки Лукашенко;
- возврат к мирной внешней политике;
- отмена репрессивных законов;
- отказ от цензуры;
- роспуск спецслужб;
- конкурентные выборы.
Среди них ни одного требования, касавшегося бы массового населения. Которое, на самом деле, мало озадачено судьбой Навального, Украины или Белоруссии. Которое не чувствует на себе гнета цензуры и спецслужбистов. Разве что, опосредованно, последний пункт затрагивает массы - о свободе выборов. И то спорный момент. На Украине выборы свободные, но избиратели чистят польские унитазы.
Более того, в перечисленных Леонидом Гозманом личных требованиях нет ни одного экономического. Знаете, почему? Потому что разбогатевший на ниве борьбы за демократию господин Гозман с богатым племянником из АПК, с вольготной жизнью в центре Москвы, совершенно не думает, как живут обычные люди.
Он, может, даже и слышал где-то про бедность, закредитованность, проблемы с жильем, но это для него фоновые знания, просто сухие цифры, которые не всплывают в голове в моменты эмоционального всплеска
Сколько бы условный Гозман и другой сытый вечный оппозиционер ни читал "Новую газету" (в частности, с моими старыми колонками про поражающие масштабы скудного питания), он слишком отдален от этого самого населения, чтобы много про него думать.
Леонид Гозман наверняка догадывается, что его личные требования могут быть услышаны и удовлетворены только в случае, если за них выступят хотя бы сотни тысяч живых людей, а пассивно поддержат десятки миллионов. Но сам Гозман в ответ не готов выражать интересы этих миллионов, он не приспособлен - разные виды человека.
Долги, кредиты, чудовищное падение качества продуктов, огромнейшая скрываемая инфляция, даунсайзинг порций и упаковок, высокая реальная безработица, рост числа людей с непостоянной или нелегальной занятостью. Ситуация аховая. Честно говоря, я очень удивлена, что люди еще держатся - удар по бюджетам домохозяйств был очень сильный, просели во всем. Я думаю, нас спасла от коллапса аккурат к 2020 году почти завершившаяся метаморфоза общества, которое, однажды набрав критическо важную массу образованных и прогрессивных людей, успевших посмотреть мир, пожить в сытости и усвоить современные ценности, потянуло всех за собой. И процесс идет по инерции до сих пор: несмотря на опрокидывание в бедность, неуверенность, безработицу, россияне стремительно цивилизуются и окультуриваются. Странно, да, но экономический спад совпал с подъемом бытовой культуры, что и удерживает общество от падения.
Но жить стали тяжело. Очень. Деньги пропадают, продажи падают, работы мало. Если раньше я оценивала число людей, занятых на временных неквалифицированных "чистых" заработках (вроде продажи чехлов для смартфонов), минимум в 10 млн человек, теперь их может быть под 20 млн. Очень много. И все они - фактически без соцгарантий, отпусков, нормальных больничных и вообще - без ясного будущего.
Что им до Навального? Сам Навальный выдвигал требования, которые бы спасли этих людей? Кроме единовременных антикризисных выплат?
Он запускал кампанию по повышению МРОТ, по переводу на почасовую оплату? Требовал повысить пособие по безработице, ужесточить наказание за фальсификацию еды, расширить перечень семей, имеющих право на пособия и льготы? В конце концов, он выступал за субсидирование ипотеки, помощь в строительстве на селе, выплаты всем семьям с детьми, а не только малоимущим? За контроль исполнения Трудового кодекса, против переработок, за соблюдение правил безопасности на производстве? Нет, не выступал!
И Леониду Гозману не пришло в голову этого потребовать. Они хотят, чтобы их поддержали миллионы, но сами совершенно не думают о них. Теперь им нужно, чтобы человек, который, имея высшее образование и хорошую работу, живет впроголодь и в долгах, вышел за человека, чья жена не стеснялась демонстрировать сумки за 100-160 тыс. рублей. За человека, чья правая рука содержит бывшую семью в Люксембурге. Человека, который, по данным ряда СМИ, собрал больше миллиарда рублей донатов. И при этом никто из них не догадался включить ни одного экономического требования. Это значит, что, во-первых, им не пришло в голову, что людей может волновать что-то, кроме здоровья Навального и свободы политзаключенных, во-вторых, они не нацелены на массовость выступления и даже ее боятся.
Еще: В суд на Гозмана? Я только поддержу!
---------------------------------------------------------------------------------------------------