В чём уникальность таджиков среди других народов Средней Азии? Кто им предшествовал и как в итоге сформировался современный этнос? Давайте разбираться.
Соседские народы
Начнём издалека. Более 4 тысяч лет назад, помимо Индской и Древневавилонских цивилизаций, существовала ещё и Бактрийско-Маргианская цивилизация. Она занимала территории восточного Туркменистана, южного Узбекистана, северного Афганистана и западного Таджикистана. Жили там не индоевропейцы, а представители уральских народов.
Со временем на этих землях, а именно в верховьях Амударьи, стали появляться индоиранцы. То ли смешавшись с местными, то ли вытеснив их, пришлые индоиранцы сформировали новый отдельный народ. Представители этого народа были искусными мастерами и строителями. Они построили на севере современного Афганистана город Бактра — один из древнейших городов мира, который считается первым городом, основанным ариями. Этот город стал столицей Бактрии, а жителей этой страны стали называть бактрийцами.
Несколькими веками позже на севере по соседству сформировался ещё один древнеиранский народ — согдийцы. Они жили на территориях восточного Узбекистана и северного Таджикистана. Это были местные торгаши, которые внесли большой вклад в культуру всего региона. Регион получил название Согдиана.
Западнее жили хорезмийцы — воинственный восточно-иранский народ, который к XIII веку сольётся с тюркскими народами: туркменами и узбеками. Запомним регион как Хорасмия или Хорезмия.
На востоке жили парканцы — земледельцы, ремесленники и коневоды. Это были древние европеоидные жители Ферганской долины с глубокими глазницами и густыми бородами.
А ещё на всех этих, а также других обширных соседних землях, кочевали саки и массагеты — ираноязычные народы, которые относятся к скифам.
В составе царств и империй
Итак, в VI веке до нашей эры большая часть земель этих народов вошла в Персидскую Империю династии Ахеменидов.
Спустя пару веков Александр Македонский разгромил Персию и создал Македонскую Империю, которая после его смерти трансформировалось в грекоговорящее Государство Селевкидов.
В итоге селевкидское государство оказалось нестабильным и начало распадаться. Таким образом, через несколько десятков лет на территории Бактрии и Согдианы появилось Греко-Бактрийское царство.
Население Греко-Бактрийского царства было смешанным. При этом малочисленные, но владевшие передовыми военными технологиями греко-македонцы занимали военные и административные посты. Говорили в этой стране на греческом, арамейском и разных иранских языках.
Затем был длительный период смены правлений, но в культурном и языковом плане население местных территорий так и оставалось греко-иранским.
Греческое влияние стало затухать и ближе к раннему средневековью на территориях Согдианы, Бактрии, Афганистана и севера Индии образуется Эфталитское царство. По большей части эфталиты были ираноязычным народом, но в какой-то степени также считается, что там жили гунны, тюрки и монголы. В целом, это было сообщество людей разного этнического происхождения, в котором были представлены европеоиды и монголоиды.
Не до конца покорённые
Затем восточные соседи в виде древних тюрок объединились и захватили обширные земли, в том числе и эфталитские. Но, в отличие от современных киргизских, узбекских, туркменских и казахских земель, территорию нынешнего Таджикистана под полный контроль взять не удалось. Да, эфталиты оказались под тюркским влиянием, но при этом сохранили свою (хоть ещё не полностью сформировавшуюся) идентичность. Т.е. большинство местных жителей остались в иранской культуре и не поменяли её на тюркскую.
Тюркский каганат был слишком большим для своего времени, потому достаточно быстро распался. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, поэтому Среднюю Азию пошли завоёвывать арабы. Вместе с арабами в эти земли пришёл и ислам. На несколько веков среднеазиатский регион оказался под арабским влиянием.
Северные и восточные земли Арабского халифата оставались ираноязычными, в том числе и таджикские. Т.е. предки таджиков продолжали сохранять свою относительную независимость. И когда арабский контроль стал ослабевать, на территориях современного Таджикистана и восточного Ирана образовалось Саманидское государство. Фактически, это была возрождённая Персия, где разговаривали преимущественно на персидском языке (фарси). И вот в рамках Саманидского государства и сформировался народ, жителей которого можно назвать самыми настоящими предками таджиков.
То есть получается, что в конце IX века весь независимый иранский мир представляли таджики. Да, тогда ещё не было такого государства, как Таджикистан, но этнически и культурно эти люди были наиболее близки именно к современным таджикам.
Прожив в независимости чуть больше века, таджики вновь оказываются под властью тюрок, как в старые доарабские времена. Тем не менее, афганские таджики из династии Гуридов жили в достаточно большой автономии как самоуправляемый регион. И вот с XII века Гуриды, наконец, объявляют о своей независимости. С годами Гуридский султанат расширятся до очень внушительных размеров. Это средневековое таджикское государство занимало территории современного Афганистана, Бангладеша, Индии, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Непала и Мьянмы — около 2 000 000 км². Население составляло примерно 1/9 от населения всей Земли (всего в 2 раза меньше, чем в Китае тех лет).
Тем не менее, гуридских таджиков постигла та же участь, что и многие евразийские народы — тюркско-монгольские завоевания.
Приравненные к узбекам
В XVI веке территория современного Таджикистана оказывается уже под узбекским управлением. При чём на достаточно долгий срок. Затем, во второй половине XIX века, Средняя Азия постепенно оказывается в составе Российской империи. Все эти земли тогда назывались Туркестаном — страной тюрков. Сегодня это территории современного Туркменистана, Узбекистана, Южного Казахстана, Таджикистана и Киргизии (Кыргызстана). Туда же можно отнести и Восточный Туркестан (ныне китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район), но он в состав России не входил.
И что делает российское правительство тех лет? Оно всё местное население и все территории оформляет в Туркестанское генерал-губернаторство. Это примерно как сегодня бы создали так называемый «Среднеазиатский автономный округ». Плюс-минус все народы Туркестана говорили на тюркских языках. Кроме таджиков — они, как написано выше, принадлежали к иранской культуре и говорили, фактически, на персидском языке. Чтобы упростить контроль над вновь приобретёнными территориями и народами, было принято решение о тюркизации таджиков. Таким образом, в преимущественно таджикском Самарканде постепенно начали говорить на узбекском языке. Тем не менее, таджики на востоке в большей степени сохраняли свою идентичность.
И вот приходит время советского управления. На тот момент вся контролируемая Средняя Азия делилась на 4 крупных региона: Киргизская АССР (со столицей в Оренбурге), Бухарская ССР (со столицей в Бухаре), Хорезмская ССР (со столицей в Хиве) и всё что осталось от прежнего Туркестана — Туркестанская АССР.
Киргизская и Туркестанская АССР — были автономиями в составе именно России (РСФСР). А вот Бухарская и Хорезмская ССР — полноценные республики в составе Советского Союза. Границы этих республик и автономий были устроены по принципу «кто как выпросил себе независимость, тому так и досталось». Чтобы как-то разграничить народы и попробовать поделить территории справедливо, советские власти решили провести национально-территориальное размежевание в СССР. То есть поделили земли в соответствии с тем, кто где проживает.
Для начала в 1924 году упразднили Бухарскую и Хорезмскую ССР, добавили туда южные области Туркестанской автономии и всё это поделили на 2 новые республики — Туркменскую и Узбекскую ССР.
Туркменам в целом повезло, им достались границы, практически совпадающие с границами современного Туркменистана. Территориальных претензий особо не было, а те, что были, со временем решили.
Узбекам достались Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Душанбе и Бадахшан. При этом из Казахской Автономной Республики (которая была частью Советской России, а не всего СССР) были выделены Кара-Калпакская и Кара-Киргизская автономные области.
Таджики, получается, снова оказались под узбекским колпаком. Но в этот раз, видимо, на верхах осознали, что так дело не пойдёт, поэтому создали Таджикскую автономию, входящую в состав Узбекской ССР. Ну это примерно как в Советское Время Карабах входил в Азербайджанскую ССР или как Абхазия в Грузинскую.
Самостоятельные
Наконец, в 1929 году, таджики получили свою собственную республику — Таджикскую ССР на правах полноценного члена Советского Союза. В то же время Ходжентский округ, ранее принадлежавший узбекам, было решено передать в состав Таджикской ССР. На тот момент там проживало 58% таджиков и 39% узбеков.
Тем временем Кара-Киргизскую автономную область преобразовали в Киргизскую Автономную ССР. А 10 лет спустя Киргизия получила «независимость» от России, точнее стала не автономной республикой в составе РСФСР, а полноценным членом СССР.
Затем началась так называемая «коренизация». В советских республиках на важные и руководящие должности ставили местных. В Киргизии — киргизов, в Узбекистане — узбеков, в Таджикистане — таджиков и так далее. Делалось это для того, чтобы у малых народов бывшей Российской империи появилось чувство собственной идентичности. Это примерно как евреям создали государство в Палестине, так и тут нац. меньшинствам создали свои республики, только уже в рамках одного государства (СССР).
Хотя, в отличие от евреев, многие представители советских нац. меньшинств даже не знали свой «родной» язык и не понимали к какому конкретно народу себя относить. Взять, к примеру, посёлок Шахимардан. Во время переписи населения 1890 года жители указали свою национальность как таджики. Затем, в 1909 году, уже как сарты. А в 1917 стали идентифицировать себя как узбеки. И при всём этом на советских картах первой половины XX века посёлок вообще входит в состав Киргизии. А если посмотреть на современную карту, то это узбекский эксклав — т.е. территория Узбекистана полностью окружённая Киргизией. Зачем таки сложности? Как так получилось? В этом мы попробуем разобраться в одной из следующих статей.
Главное, что таджики остаются разделённым народом. В самом Таджикистане их проживает около 10 миллионов человек. В соседнем Афганистане — примерно столько же или чуть больше. В Узбекистане — примерно 1,5 млн. А ещё в Пакистане, Иране и России. В общей сложности — от 26 до 40 млн по всему миру (примерная оценка на 2022 год).
И, естественно, таджики относятся к индоиранскому миру, а именно к персидской/иранской культуре (таджикский флаг даже похож на иранский), в отличие от своих бывших советских соседей, представляющих по сути тюркский мир.