Шестой раз подряд открылась Международная поисковая экспедиция «Ржев. Калининский фронт»
Анатолий МАКСИМОВ, Фото Михаила ФРОЛОВА
Лагерь поисковиков встал возле Ржевского мемориала словно надежный часовой у поста «номер один». Бронзовый солдат теперь у них под охраной. Эти ребята готовы сохранить память о тех красноармейцах, что погибли здесь и в чью честь поставлен монумент.
Экспедиция проходит в Ржевском районе с 2016-го. В этом году она открылась 18 апреля. И даже коронавирус, по большому счёту, – не помеха. Важнее – погода. В прошлом году две недели летней Вахты памяти стеной шёл дождь, вода полностью заливала раскопы, еле успевали откачивать. И всё равно подняли останки более 700 бойцов. В этот раз первые дни смены выдались сухими, хотя потом и набежали тучи.
Разве что ковид второй год подряд отсёк поисковиков из других стран. Не приехали белорусы из Могилёва и Бреста, а в последний момент из-за сложной обстановки в стране отказались и казахи. А так подо Ржевом собрались 500 поисковиков из 32 российских регионов. От 18 до 70 лет. Много девушек, они работают наравне с мужчинами. Нам экскурсию проводит 22-летняя Даша из Вологды. Она – госслужащая, сюда приехала в отпуск.
При входе журналистов просят надеть маски. На всякий случай. Днем в лагере – пустота, все – на раскопках. Палатки поисковиков выстроились в ряд, как гвардейцы на параде. Аккуратно окопаны по периметру - даже потоп не страшен. На каждой палатке - флаг и эмблема отряда. Размах впечатляет. По традиции на таких вахтах «гражданским» помогает Минобороны – отсюда и армейский порядок что снаружи, что внутри. На входе - боевая техника из музея Вадима Задорожного. Везде висят мотивирующие плакаты «родом» из военного времени, объявление о вечернем сеансе в кинозале (есть тут и такой) – показывают «В бой идут одни старики».
С нами приехали депутаты Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодёжной политике. Их водят по лагерю – тут штаб экспедиции, здесь палатка, где расшифровывают найденные медальоны (сейчас в ней пока пусто, смена только началась), дальше – сидят антропологи, за ними – музей находок поисковиков.
Душ, столовая, умывальники и даже волейбольная площадка – всё в наличии.
- Совсем как в пионерском лагере, - шутит кто-то из депутатов.
Этой весной поисковики работают в трёх местах: возле деревни Муравьёво (в прошлом году там нашли большое санитарное захоронение, за две недели вахты поднять всех оттуда не смогли), на Знаменском плацдарме, а отряд «Пионер» - в районе деревни Полунино, где шли тяжелейшие бои в 1942-43 годах.
- За один день подняли останки 16 военнослужащих, обнаружено 5 медальонов, из них два удалось прочитать: уроженца Ульяновской области красноармейца Ивана Нешетиева и капитана Кирилла Сичкаренко из Житомира, - рассказывает руководитель экспедиции Андрей Семёнов.
Над лагерем в этот момент высоко в небе пролетел птичий клин. Как знать, может, это души найденных бойцов превратились в журавлей? Совсем как на памятнике Советскому солдату…