История, наше прошлое привязано к конкретным датам и событиям. Какие - то даты и события люди помнят - День Победы, полет первого человека в космос и др. Но большая часть дат прошлого, наша память забывает, чтобы не утруждать себя лишней информацией.
Каждое из событий имеет свой день в календаре. Любой календарь имеет свою собственную точку отсчета и ведет начало от конкретного события в прошлом.
Изучением древних календарей, систем отсчета, сверкой дат исторических событий и установлением времени создания различных исторических источников занимается историческая хронология.
Историческая хронология является специальной исторической дисциплиной, позволяющая пролить свет на даты сражений, времени правлений фараонов Египта и императоров Рима. Сопоставление событий из различных источников позволяет выстроить единую шкалу времени.
Развитие систем отсчета
С давних пор люди пытались подсчитывать количество лет, чтобы согласовывать произошедшие ранее события. Для отсчета бралась особая дата, событие или время правление царя. Такая точка в исторической науке получила название эра.
Итак, эра - это счет лет от одного определенного дня, который признан исходным и отправным моментом в счете лет. Эра нужна чтобы указать место произошедшего события во времени. А чтобы знать когда то или иное событие произошло, нужно знать отправную точку исчисления.
В человеческой истории было создано немало систем отсчета. Рассмотрим некоторые из них.
Исторические эры
К историческим эрам относят события, где точкой отсчета является историческое событие.
Летоисчисление по Олимпиадам. В Древней Греции был известен счет лет по известным спортивным состязаниям - Олимпиадам. Такой порядок счет а появился в 3 - м веке до н.э. Авторами его стали греческий историк Тимей и математик Эратосфен. Сами игры проводились раз в четыре года, в дни близкие к летнему солнцестоянию.
Списки победителей олимпиад помогали будущим историкам синхронизировать историю и составить продолжительную ленту времени. Так,христианский историй Евсевий Кесарийский (263-338) в собственной "Хронике" смог сопоставить известные ему даты правления царей с датами олимпиад. В его труде были приведены победители олимпиад вплоть до 220 г. н.э. или до 249 -й олимпиады.
Уже в 18 веке, когда был современный юлианский календарь, счет лет распространили на древность, когда его еще не было. В результате было определено,что счет лет по олимпиадам велся от 1 июля 776 г. до н.э. по юлианскому календарю.
Эра Набонассара. Она является наиболее древней исторической эрой. Счёт в ней идет от первого дня правления вавилонского царя Набонассара. Дата отсчета нам известна по юлианскому календарю как 26 февраля 747 до н.э. Клавдий Птолемей (III в. н.э.), египетский ученый использовал эру Набонассара при составлении «Канона царей», т.е. списка правивших ассирийских, вавилонских, персидских, греко-македонских царей и римских императоров. Птолемей в своем труде сумел охватить промежуток от правления Набонассара до времени римского императора Антонина Пия (86-161 г. г.э.). Позднее в этот список продолжали добавлять правителей теперь уже Византийской империи. И в результате список был продлен до 1453 г. до падения столицы Византийской империи - Константинополя. В результате этого эра Набонассара стала известна современникам и дошла до нашего времени.
Эра Селевкидов. После смерти Набонассара прошло еще несколько веков. Рождались и падали могущественные царства и империи. В Междуречье последовательно сменились правители Ассирийского, Нововавилонского и Персидского царства. Наступила эпоха походов Александра Македонского, но после смерти полководца его держава распалась. И одним из самых крупных стала держава Селевка - одного из полководцев македонского царя. При нём эра Набонассара была продолжена и изменена под насущные проблемы.Использовалась на территории Вавилонии, Сирии и Палестины. Отправной точной стал стал считаться день битвы при Газе - 1 октября 312 г. до н.э. В этот день Селевк разбил войска Деметрия Полиоркета, сына македонского правителя Антигона Одноглазого. Отметим, что счет по эре Селевкидов сохранился в ряде мест Сирии еще до 19 века.
Эра Диоклетиана. Также ведет отсчет от реального исторического события – от времени начала правления римского императора Диоклетиана (ок. 243 - 313 гг. н.э.). Случилось это событие 29 августа 284 г. н.э. Но в реальности император пришел к власти 17 сентября 284 г. Император запомнился современникам своими административными и военными талантами. После его смерти отсчет времени по эре Диоклетиана продолжался. Её активно использовали при составлении гороскопов и христианской Пасхи. Однако, время правления императора было связано еще и с жестокими гонениями на христиан. И позже решено было перейти на другое летоисчисление. Но эра Диоклетиана продолжала использоваться и много позже. До последнего времени это летоисчисление встречалось у коптов - христиан Египта, Судана и Эфиопии.
Эра «от основания Рима» являлась самой распространенной легендарной эрой историками в средние века, вплоть до конца 17 века. Но в самом же Вечном городе, эта точка отсчета была не столь популярна. Причиной этого были споры о возрасте самого Рима. В реальности существовало около 10 различных дат его основания. При этом даты расходились между собой до 500 лет. Но римскому автору Марку Теренцию Варрону удалось популяризовать дату основания Рима в третий год шестой Олимпиады в Элладе. Так, отправной точкой римской истории стало 21 апреля 753 г. до н.э. Этот день древние римляне отмечали как весенний праздник.
Фиктивные эры
Эра в основе которой лежит некое мифическое и легендарное событие называют не совсем удачно фиктивными эрами. В счете лет по «мировым эрам» отправным моментом принято считать «сотворение мира» Богом.
Эра от Адама, еврейская или иудейская эра. Иудейские и ранние христианские книжники первых веков нашей эры пытались создать собственное летоисчисление основываясь на словах Библии о сотворении мира. В Библии же утверждается, что "Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний..." (Псалтирь, 89,5). Поэтому книжники сочли, что межу числом дней творения и количеством прошедших лет со дня сотворения есть чёткая связь. В результате в священной книге иудеев Талмуд было сказано, что "шестидневное число творение мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6 тысяч лет". Согласно вычислениям первый человек - Адам был создан в середине 6 тысячелетия , т.е. около 5500 лет назад. Таким образом, сотворение мира произошло 7 октября 3761 года до н.э по юлианскому календарю в понедельник в 5 часов по полудню. Сейчас же в Израиле, где принято это летоисчисление, на дворе 5781 год.
Наиболее распространены «мировые эры» были среди народов, принявших христианство. Ранние христианские книжники взяли за основу
текст Библии и получили цифру в 5500 лет. Однако, они хотели поточнее установить дату сотворения мира. И для этого рассчитывали поколения от Адама до Авраама и Давида. независимо от христианских ученых такими подсчетами занимались и еврейские книжники. В результате было создано около 200 эр, "от сотворения мира".
Причина такого разнообразия эр в особенностях библейского текста. Делов том, что в начале нашей эры существовало несколько вариантов перевода Библии. В Египте на греческий язык еще при царе Птолемее 8 в 130 г. до н.э. была переведена для местной еврейской общины Библия. Этот вариант получил название "Септуагинта". А уже через тысячу лет именно с неё был сделан перевод на церковнославянский.
На латынь же с древнееврейского Библия была переведена в 4 в. уже нашей эры епископом Иеронимом и получила название "Вульгата".
Однако, в греческой и латинской Библии оказались разные сроки правления древних библейских царей и патриархов. Да и к тому же после вавилонского плена евреи прекратили подсчет времени правления своих правителей. В результате это и привело к большому количеству эр, созданных христианскими учеными и богословами. Рассмотрим некоторые из них.
Антиохийская эра. Была создана одной из первых антиохийским епископом Феофилом около 180 г. н.э. Согласно ей сотворение мира произошло в 5969 г. до н.э.
Александрийская эра. Или эра Анниана. Её разработали двое жителей города Александрии - Анниан и Панодор около 400 г. н.э. Они отнесли сотворение мира к 5501 г. до н.э. Такая эра была популярна в Греции и употреблялась даже в XX в. у некоторых христианских народов таких как абиссинцы (эфиопы) и копты.
Византийская эра. В Византийской империи использовали несколько систем летоисчисления, оказавшиеся позже на Руси. По одной из них точкой отсчета была суббота 1 сентября 5509. По другой - 1 марта 5508 года. Постепенно с 6 в. это летоисчисление вытеснило антиохийскую и александрийскую эру. На Руси и в России вплоть до 1700 г. и правления Петра Первого использовали счет лет от 1 марта 5508 г.
Буддийская эра. Дата, когда Будда ушел в нирвану. Днем отсчета считается 11 марта 545 г. до н.э.
Эра от Рождества Христова.В 5- 6 в. н.э. среди христианских богословов стало распространяться мнение, что негоже христианам жить по летоисчислению императора Диоклетиана, язычника и гонителя христиан.
За создание нового летоисчисления, которое шло бы от Рождения Иисуса Христа взялся римский аббат Дионисий прозванный Малым. Он происходил откуда - то с северных берегов Черного моря, и потому его называют еще Дионисием Скифским. Современники, не особо разбирались в северных варварах. Обитали там скифы, значит и ты будеш скифом..
Так вот, Дионисий, чтобы вычислить верное время рождения Спасителя использовал таблицы, по которым вычисляли время наступления христианской Пасхи. В ходе вычислений, он пришел к выводу, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от Его Рождества.
Однако, в Евангелии и других источниках раннехристианского периода нет никаких сведений о дне рождения Иисуса Христа. Таким образом, дата рождения его является условной.
Эра Дионисия получила распространения на Западе с VI в. К XIX в. ее приняли во всех христианских странах. В наше время эра от Рождества Христова стала одной и абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.
Мусульманская эра. После образования во второй половине VII в. Арабского халифата было решено сделать точкой отсчета новой мусульманской эры 16 июля 622 г. н. э. когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину. Само переселение в исламе получило название хиджра.