Найти тему
Stocks Insight

Вася в шоке от новых технологий. Критерии отбора компаний - без хайпа.

Оглавление

Условный Василий любит покупать ценные бумаги и вроде как умеет их анализировать. Но, немного склонен к импульсивным покупкам по новостям, советам друзей, блогеров или аналитиков. Благодаря этим качествам он собрал себе интересный портфель.

Выглядит портфель невероятно перспективно, потому что на дворе новое время и технологии, зеленая энергетика, электрокары, процессоры, искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная реальность и еще много других красивых штуковин.

Вася в шоке от новых технологий
Вася в шоке от новых технологий

Однако, надежды на кратный рост потухли при очередной просадке без видимых на то причин, и у Василия в голове закрутился один и тот же вопрос: «Зачем я вообще всё это накупил и чего мне теперь с этим делать, продать сейчас или подождать?»

Подружитесь с цифрами

Если история Василия немного похожа на вашу, то знайте: вы не дружите с цифрами. А надо. Основная причина, по которой я люблю точные науки, – с ними сложно спорить. Цифры можно использовать как фундамент для принятия решений.

Когда ваша осознанность строится на мыслях других людей, вы не являетесь хозяином своих решений. Упор на цифры - даст уверенность, чтобы при просадках или на плохих новостях вас не бросало в спекуляции. Вы перестанете менять решение каждый раз, а будете делать это только при систематическом ухудшении ключевых показателей компании.

Как отличить хорошую компанию от плохой, не уходя в высшую математику? Использовать критерии отбора, те базовые показатели, которые расскажут максимум, о текущем состоянии бизнеса. Критерии как бы подсвечивают нужную компанию в широком море выбора, указывая куда смотреть.

Критерии

Сила любой компании в балансе её основных показателей, у каждого показателя есть своя «зона златовласки». Гуляя в этой зоне, показатель «в норме» и не представляет особого интереса, но стоит ему подойти к границам, как требуется повышенное внимание.

Размер и динамика выручки

  • Размер выручки/год США >1млрд$; Россия >2млрд/руб. Здесь действует принцип: чем крупнее бизнес, тем он устойчивее. При игре в вероятности на длинном промежутке времени у крупных компаний больше шансов остаться на плаву.
  • Стабильная или положительная динамика выручки. Выручка должна либо расти, либо не падать системно. Причин падений выручки у компании может быть до звезды. Нам интересно только то, что вызвало падение. Внутренние проблемы или внешние, такие как кризис, санкции, государственное регулирование и пр. Если компания систематически теряет выручку из-за внутренних проблем, то стоит задуматься о продаже такого актива.

Долговая нагрузка

Долг – друг бизнеса. С помощью долгов можно финансировать компанию и повышать эффективность. Процентные расходы вычитаются из налогов, что также круто.

Но что будет, если наступит кризис? Кредитные организации ужесточат условия и повысят ставки. Процентная нагрузка на компанию увеличится, а покупательская способность клиентов упадет. Как следствие снизится выручка. Компания получает удар с двух сторон сразу. В этих обстоятельствах при высокой кредитной нагрузке бизнес просто схлопнется.

Чтобы обезопаситься от этих явлений, необходимо держать оба показателя, описанных ниже, в «зеленой зоне»:

  • Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К обесп.) - отношение обязательств предприятия к стоимости его активов. Допустимое значение коэффициента до 0,8. Всё, что выше – серьезный риск для бизнеса. Исключение по данному показателю – кредитные организации(банки), специфика деятельности которых давать деньги в долг.
  • Коэффициент финансового левериджа (D/E, Debt to Equity) – это отношение заемных средств к собственному капиталу компании. Мультипликатор показывает, сколько заёмных средств приходится на каждый рубль собственного капитала. Если коэффициент (D/E) низкий, то компания слишком полагается на акционерный капитал, что не всегда эффективно и часто дорого. Хуже, если коэффициент (D/E) высокий. В этом случае финансовое положение компании становится неустойчивым. Допустимое значение этого показателя до 2-х.

Эффективность

  • Эффективность работы с нераспределенной прибылью или коэффициент оборачиваемости активов = (Выручка/Средняя ст-ть активов) *100%. Значение этого показателя имеет смысл анализировать во времени и динамике. Допустимо, если показатель стабилен или растет. Снижение говорит о не эффективном использовании собственных средств. Т. е. компания приобретает активы, которые не генерируют выручку.
  • Эффективность работы с издержками или рентабельность продаж. ROS= (Операционная прибыль/Выручка) *100%. Показатель характеризует отношение прибыли компании к объёму выручки. Чем выше коэффициент, тем больше прибыли содержит каждый рубль выручки. Значит компания эффективно работает с издержками. Значение этого показателя имеет смысл анализировать во времени и динамике, а также сопоставлять только между предприятиями одной отрасли. Допустимо, если показатель стабилен или растет.
  • Эффективность работы с капиталом инвестора или рентабельность капитала. ROE = (чистая прибыль/ собственный капитал) * 100%. Показывает, насколько эффективно компания использует средства акционеров для извлечения прибыли. Допустимые значения показателя США от 8%, Россия от 12%.

Доходность

  • Доходность – это обратное значение коэффициента окупаемости или (E/P, Чистая прибыль/капитализацию). Показывает, какую доходность генерирует компания в год на вложенный капитал. Желаемую доходность каждый инвестор определяет для себя самостоятельно. Если доходность компании по E/P ниже доходности по её же облигациям, то компания дорого оценена рынком. Я считаю допустимую годовую доходность по акциям США от 7–8%, по России от 10–12%.

Исключение - компании «роста», которые всегда оцениваются дороже из-за высоких темпов роста выручки и прибыли. Для оценки доходности таких компаний необходимо дисконтировать прогнозные значения прибыли к сегодняшнему дню. Иначе вы никогда не получите желаемой доходности. У компании роста динамика выручки и чистой прибыли более 10%/год для США и 15%/год для России.

Выводы

Внутренний голос, который вы привыкли слушать — это совокупность мнений других людей вперемешку с вашим собственным. И он довольно часто ошибается.

Для качественной оценки бизнеса нельзя слепо верить мнениям, нужно использовать точные показатели эффективности, закредитованности и доходности бизнеса. Причем оценивать их нужно в динамике и в неразрывной связи друг с другом. Только после такого анализа вы сможете быть уверены в своем выборе.

______________________________

Stocks Insight в Telegram