Давайте посмотрим на столичное метро немного другими глазами.
Сегодня в вагоне метро все едут глядя в смартфоны.
В прошлом веке ездили с книгами и газетами, а бедным студентам (и автор текста был одним из них) не доставалось даже газет.
Голь на выдумки хитра, и в дороге я читал «Правила поведения». Раньше такая штука висела в каждом вагоне.
Читал ежедневно два раза и вскоре выучил наизусть. Иногда и сейчас могу по памяти повторить:
Московский метрополитен – один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.
Метрополитен – транспортное предприятие повышенной опасности …
И так далее.
Про памятники истории, культуры и архитектуры я вспомнил недавно и решил посвятить сегодняшний пост камню, которым отделаны многие станции московского метро.
Попадая в Европу (я не говорю про Америку) я всякий раз удивлялся бедности тамошнего метро. Кафель на стенах, скудный свет, наливной, плиточный или брусчатый пол.
На фоне этого, многие станции столичного метро выглядят как дворцы, и во многом это связано с каменной облицовкой стен. Конечно, дополняют каменную отделку потрясающие мозаики и витражи, скульптуры, торшеры и люстры, но главную партию ведет камень
Такой коллекции камня трудно встретить даже в геологических музеях. Родонит, кварцит, оникс, лабрадорит, грант и конечно – мрамор.
Мрамор для «самого красивого в мире» метро везли со всей «самой лучшей в мире» страны. Урал и Алтай, Грузия и Армения, Забайкалье и Узбекистан, продолжать можно бесконечно.
Оформление и отделка станций должна была показать всему миру уровень жизни в Советском Союзе, где даже метро выглядит как музей. И надо сказать, что советские архитекторы справились с задачей.
По опросам, сами москвичи больше всего любят старые, «первые» станции. Давайте взглянем на них и посмотрим, какой камень использован в их отделке
Маяковская
Станция по проекту Алексея Душкина открыта в 1938 году и уже в следующем, 1939-м получает главную премию на международной выставке в Нью-Йорке.
В отделке станции использовался мрамор пород Уфалей(Урал), Садахло, Салиэти (Грузия) и Газган (Узбекистан). Колонны отделаны Садахлинским мрамором, уральским орлецом и нержавеющей сталью.
Новослободская
Станция построена в 1952 году по проекту того же Душкина. Я учился на этой станции и должен сказать, что и сейчас от ее красоты замирает дыхание. Пол выложен серыми гранитными плитами и черными плитами Габбро.
Это такой потрясающе красивый и очень прочный магматический камень (о видах камня в том числе и магматических писал недавно). В отделке использован мрамор Коелга, Коркодино и Прохоро-Баландинский (Урал).
На пилонах витражи работы Павла Коркина, он же автор панно в конце зала
Площадь Революции
Станция начала работу в 1938 году, автор проекта снова Алексей Душкин.
Пол в шахматном порядке выложен темным и светлым гранитом в шахматном порядке.
Стены и колонны украшены черным мрамором Давалу (Армения), темно-красным шрошинским (Грузия) мрамором а также золотистым, серым и белым мрамором из других частей СССР.
В новое время традиция украшать камнем пространства переместилась из общественных помещений в личные. К услугам ценителей красоты камень на любой вкус и со всего мира.
Хорошо, что предыдущий строй успел подарить нам такие прекрасные образцы использования камня в архитектуре. Еще приятнее, что иногда эта традиция не прерывается)