Найти тему
CHARME STONE

Природный камень в московском метро

Давайте посмотрим на столичное метро немного другими глазами.

Сегодня в вагоне метро все едут глядя в смартфоны.

У нас примерно так же
У нас примерно так же

В прошлом веке ездили с книгами и газетами, а бедным студентам (и автор текста был одним из них) не доставалось даже газет.
Голь на выдумки хитра, и в дороге я читал «Правила поведения». Раньше такая штука висела в каждом вагоне.

Те самые правила
Те самые правила

Читал ежедневно два раза и вскоре выучил наизусть. Иногда и сейчас могу по памяти повторить:

Московский метрополитен – один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.
Метрополитен – транспортное предприятие повышенной опасности …

И так далее.

Про памятники истории, культуры и архитектуры я вспомнил недавно и решил посвятить сегодняшний пост камню, которым отделаны многие станции московского метро.
Попадая в Европу (я не говорю про Америку) я всякий раз удивлялся бедности тамошнего метро. Кафель на стенах, скудный свет, наливной, плиточный или брусчатый пол.

На фоне этого, многие станции столичного метро выглядят как дворцы, и во многом это связано с каменной облицовкой стен. Конечно, дополняют каменную отделку потрясающие мозаики и витражи, скульптуры, торшеры и люстры, но главную партию ведет камень

Такой коллекции камня трудно встретить даже в геологических музеях. Родонит, кварцит, оникс, лабрадорит, грант и конечно – мрамор.
Мрамор для «самого красивого в мире» метро везли со всей «самой лучшей в мире» страны. Урал и Алтай, Грузия и Армения, Забайкалье и Узбекистан, продолжать можно бесконечно.

-4

Оформление и отделка станций должна была показать всему миру уровень жизни в Советском Союзе, где даже метро выглядит как музей. И надо сказать, что советские архитекторы справились с задачей.

По опросам, сами москвичи больше всего любят старые, «первые» станции. Давайте взглянем на них и посмотрим, какой камень использован в их отделке

Маяковская

Станция по проекту Алексея Душкина открыта в 1938 году и уже в следующем, 1939-м получает главную премию на международной выставке в Нью-Йорке.

-5

В отделке станции использовался мрамор пород Уфалей(Урал), Садахло, Салиэти (Грузия) и Газган (Узбекистан). Колонны отделаны Садахлинским мрамором, уральским орлецом и нержавеющей сталью.

Новослободская

Станция построена в 1952 году по проекту того же Душкина. Я учился на этой станции и должен сказать, что и сейчас от ее красоты замирает дыхание. Пол выложен серыми гранитными плитами и черными плитами Габбро.

-6

Это такой потрясающе красивый и очень прочный магматический камень (о видах камня в том числе и магматических писал недавно). В отделке использован мрамор Коелга, Коркодино и Прохоро-Баландинский (Урал).

На пилонах витражи работы Павла Коркина, он же автор панно в конце зала

-7

Площадь Революции

Станция начала работу в 1938 году, автор проекта снова Алексей Душкин.
Пол в шахматном порядке выложен темным и светлым гранитом в шахматном порядке.

-8

Стены и колонны украшены черным мрамором Давалу (Армения), темно-красным шрошинским (Грузия) мрамором а также золотистым, серым и белым мрамором из других частей СССР.

В новое время традиция украшать камнем пространства переместилась из общественных помещений в личные. К услугам ценителей красоты камень на любой вкус и со всего мира.

Хорошо, что предыдущий строй успел подарить нам такие прекрасные образцы использования камня в архитектуре. Еще приятнее, что иногда эта традиция не прерывается)

-9