Насос водяной (помпа) для автомобилей УАЗ предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля.
Конструктивно помпа состоит из вала в сборе с подшипником, сальника, крыльчатки и ступицы шкива привода, которые размещены в корпусе с входным и выходным патрубками.
Привод помпы принудительный, приводится во вращение ремнем привода агрегатов.
Качественная помпа — важный компонент системы охлаждения автомобиля, от ее надежности и производительности зависит стабильная и уверенная работа двигателя, его перегрев может привести к поломке и дорогостоящему ремонту.
Рассмотрим наиболее важные составляющие этого механизма.
Крыльчатки: существуют пластиковые, алюминиевые, стальные, чугунные крыльчатки, у них есть как плюсы, так и минусы.
Пластиковые — большая вероятность откалывания лопастей крыльчатки из-за перепадов температур охлаждающей жидкости, это снижает производительность помпы, возможен перегрев двигателя.
Алюминиевые — алюминий вступает в кавитационную коррозию с некоторыми типами охлаждающей жидкости, которая разъедает лопасти до их разрушения.
Стальные и чугунные — лишены недостатков, указанных выше и наиболее предпочтительны.
Мы разрезали помпу МеталПарт чтобы показать ее внутреннее устройство.
Красной стрелкой показана крыльчатка, она стальная с цинковым покрытием, напрессована на вал.
Желтой стрелкой показан сальник, он установлен на вале и в корпусе помпы на специальный клей — герметик для обеспечения герметичности камеры подшипника.
Белой стрелкой отмечен двухрядный подшипник.
Для наглядности мы распилили подшипник и сальник, показываем внутреннее устройство.
Герметичный подшипник, двухрядный, шариковый, закрыт отражающими шайбами, вал служит внутренней обоймой. Вал проходит операцию закалки для придания ему высокой прочности и износостойкости. На наружной обойме подшипника выполнены канавки качения шариков с чистотой до 4 мкм. Смазка присутствовала в достаточном количестве.
Сальник составной, подпружиненный, в его конструкции применяется керамическая вставка (кольцо белого цвета на фото), находящаяся в обойме из армированного материала NBR. Работая в паре с капролоновой опорой под натягом пружины обеспечивает отличное скольжение и обладает длительным ресурсом, обеспечивая длительный срок службы помпы.
По результатам круглосуточных стендовых испытаний ресурс помпы составляет до 100 000 км. пробега автомобиля.