«Что такое хороший рок? Это несравненная мелодия, наложенная на несравненные рифы. Вот и весь секрет», - заметил как-то лид-вокалист группы AEROSMITH Стивен Тайлер. Трудно не согласится.
Но в нашем мире не так-то и много рок-групп, которые, создав несравненные мелодии и наложив на них несравненные рифы, вдобавок позволяли себе смелые эксперименты, особо не оглядываясь и не думая о коммерческой стороне своего проекта.
Именно о такой я сегодня и попытаюсь рассказать. Читатели и подписчики моего канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я скрупулезно, тщательно и вдумчиво, день за днем, исследую пыльные архивы рок-музыки 60-х… И с каждым днем я убеждаюсь и убеждаюсь, что это была великая эпоха, которая перевернула представление человечества не только о музыке, но и о своей внутренней свободе.
У американской рок-группы THE VELVET UNDERGROUND альбомы выходили относительно маленькими тиражами, но ее огромное влияние на развитие нойз-рока, панка и постпанка, нойз-попа, инди-рока и фолк-рока, альтернативного рока и вообще – на развитие авангардного рока, - несомненно. Творчество и эксперименты команды стали одним из поворотных моментов в истории рок-музыки, как таковой.
Более того – двое участников группы – Джон Кейл и Лу Рид довольно успешно состоялись и после распада V.U., создав свои собственные сольные проекты.
Перенесемся в Нью-Йорк 1964 года. Лу Рид, который пишет песни для лейбла Pickwick Records, и играет в одной из многочисленных гаражных команд, встречается с валлийцем Джоном Кейлом, который приехал в США чтобы обучаться классической музыке. Но классика-классикой, а Кейл активно общается и с авангардными композиторами.
Им есть о чем поговорить, и чем поделится: взгляды и творческие пристрастия во многом совпадают: Кейл поражен умением Рида настраивать гитару по-иному, чем это делается обычно. В итоге звук становится более минорным, мрачноватым.
Поближе эти двое узнали друг друга, создав на короткое время группу THE PRIMITIVES (всего-навсего для того, чтобы записать песню «The Ostrich», написанную Лу).
Ну а потом они призвали под свои флаги приятеля Рида из колледжа Стерлинга Моррисона (гитара) и Ангуса Маклиса (барабаны). Они перебрали для новой команды пару-другую имен, и остановились на THE VELVET UNDERGROUND – так называлась книга о садомазохизме, которую написал некто Майкл Лейт, и которая случайно попала в руки Рида.
Их всегда интересовали всякие навороченные философские вещи: оттого и тяга к экспериментам, и, как следствие, к авангарду.
Группа начала репетировать. О их первых опытах можно судить по демо-записи, которую они передали в Британию для Мика Джаггера (в руки роллинга не попала и всплыла аж в 1995 году!): мягкая игра, партнеры как бы нащупывают друг друга.
Первый скандал вырос на пустом месте, хотя нужно отдать должное принципиальности барабанщика. Группа выступила в школе в Нью-Йоркской области, если можно так выразиться, и заработала 75 долларов. Маклис её покинул, заявив, что работает в команде ради искусства и продаваться не намерен. Во как!
И тут в THE VELVET UNDERGROUND появился новый барабанщик, вернее – барабанщица по имени Морин Такер (она была младшей сестрой одного из приятелей Моррисона).
Историки от рок-музыки пишут:
Упрощённый барабанный стиль Такер стал для группы чем-то абсолютно новым: она играла в основном на том-томах и бас-бочке, используя молотки в качестве ударных палочек и практически не задействуя тарелки.
Когда остальные участники попросили Такер о чём-нибудь необычном, она слегка передвинула бас-бочку и стала играть стоя, а когда её установка была забыта в одном из клубов, Морин сделала новую из найденных на помойке бочек и ящиков. Своеобразные ритмы Такер стали органичной частью общего саунда группы…
Уже позднее, между прочим, Морин стала матерью пяти детей. Но это гораздо позже.
Команда стала известна в узких арт-кругах Нью-Йорка. Вокруг неё крутилась нью-йоркская богема. И в 1965 году менеджером команды становится знаменитейший художник Энди Уорхол и престиж коллектива мгновенно взлетает.
THE VELVET UNDERGROUND участвует в многочисленных мультимедиашоу, совершает туры по США и Канаде, их запись «Loop» выходит на мультимедиапроекте Уорхола для журнала ASPEN, в который включены куча буклетов и иллюстраций. К чести Уорхола он, числясь их продюсером, не лез в творчество команды, насыщая их выступления своими иллюстрациями и видео. Между прочим, они тогда практически первыми стали использовать усилители фирмы V0X…
Одно время в группу возвращается Маклис, и Морин (незаменимая девчонка!) играет на бас-гитаре. Маклис хочет остаться в команде, но Рид, помня о его неожиданном уходе после школьного концерта, вежливо выпирает его.
А Уорхол приводит в коллектив немецкую певицу Нико. Он предлагает использовать её голос в некоторых композициях группы.
Дебютный альбом 1967 года они назвали «The Velvet Underground and Nico» и обложку для него, понятное дело, нарисовал Уорхол. Они писали его целый год в трех разных студиях. Уорхол просто вынул из кармана деньги и дал их команду на альбом.
Нико поет в четырех песнях пластинки. Альбом занял всего-навсего 171 место в чарте Биллборда, но, как метко заметил Брайан Ино - "Пластинку тогда купили немногие, но все, кто купил - взяли в руки гитару и создали свою группу".
Это был взрыв. Это был шок для тех, кто понимает. Если в музыке есть понятие «запредельность», то это было как раз то самое… Они никому не подражали, не отталкивались ни от каких стандартов. Они просто взяли и создали нечто новое, предложив всему миру альтернативу, талантливейшую и высокохудожественную.
Это звучит и наполняет сознание слушающего в каждом такте. Практически первое применение скрипки в рок-музыке, монотонность, которая уносит слушателя далеко-далеко. Вокал Нико потрясает воображение. Всё здесь внове: от неслыханных ранее звуков, до бросающих в дрожь текстов.
Критик отметил, и ему вторили позднее сотни других критиков:
Одна из самых значимых, оригинальных групп. Одна из самых недооцененных при жизни. То что было создано в 1967 году - уже никогда не повторить. То были молодые амбициозные люди, которые не знали как надо и делали как хотели.
Второй лонгплей группы называется «White Light/White Heat» (1968 год).
Они продолжали выступать вживую, но концерты в музеях и на презентациях работ Энди Уорхола начинают их раздражать. Коллектив использует новые звуковые эффекты, в их выступлениях больше импровизаций. Наконец они прощаются с Нико и Уорхолом, продюсеров второй пластинки становится Том Уилсон.
Ну что сказать о второй пластинке? Её надо просто послушать. Второй альбом стал «сознательно анти-красивым»: там много чего интересного. Он сыр, грязен и более жёсткий, чем первый. Ни о каком коммерческом успехе речи быть не может: он лишь две недели продержался в Billboard Top 200 на позиции 199.
Конечно же, слабая реакция публики раздражает коллектив, в нем начинаются противоречия, споры и разборки. Из группы уходит Кейл, и его место занимает Дуг Юл, который ранее играл в бостонской команде, играющей на разогреве у V.A.
Третья большая пластинка группы так и называется – «The Velvet Underground» (1969 год). Она вообще не попадает в список Биллборда 200.
У группы появляется новый звук (комплект VOX вместе со всеми прибамбасами украли в аэропорту – кому-то досталась раритетная аппаратура!). Они приобретают оборудование фирмы SUNN, а также двенадцатиструнные гитары Fender, и, таким образом на альбоме появляется новый для группы звук: мягкий, звенящий, более мелодичный. Здесь ощущается влияние Юла. Поют и Юл и Такер. Ощущается стилистика инди-рока, которого, как направления в рок-музыки, еще по сути не существует. И вновь они первые.
В 1969 году группа много выступает, а в перерывах практически не вылазит из студий. Выпущен концертник «1969: The Velvet Underground Live», записан огромный объем материала.
В это время лейбл MGM Records, с которым у них подписан контракт, начинает бороться со всем, связанным с хиппизмом и наркотиками, а также вообще со всем непонятным в музыке. Под раздачу попадает не только THE VELVET UNDERGROUND, но и Фрэнк Заппа со своей группой. Достойная компания!
Группы изгнаны, но лейбл оставляет за собой права на всё, ими записанное. Мир капитализма, как мы уже познали у нас, в России, жесток. Позднее они нажились на этом.
Последний с Ридом альбом был записан командой на лейбле «Cottillion Records», который потребовал, чтобы на пластинке было как можно больше хитов. Итак, - «Loaded» (1969—1970), поп-роковая пластинка с мейнстримовыми песнями, где есть и прекрасный мелодизм, и элементы фолк-рока и ритм-энд-блюза.
В это время Такер отсутствует по причине беременности, и барабанные партии исполняют все, кому не лень, включая инженера лейбла и брата Дага Юла по имени Билли, который еще учится в средней школе.
Во время записи альбома Рид уходит из группы, и позднее потрясен, увидев в продаже этот альбом. По его словам, он «оставил их с их альбомом, полным хитов, написанных мной». По сути группа распадается… Моррисон становится бакалавром искусств, вместо него в команде появляется клавишник и вокалист Уилли Александер. Бас-гитару берет в руки новичок – Уолтер Пауэрс, музыка становится иной, и разозленные фанаты называют её г«Velveteen Underground» (игра слов — Velvet и teen — подросток).
Между прочим, песни из «Loaded» становятся популярными, их крутят по радио.
Это всё. Дуг Юл совершает сольный тур, а вернувшись узнает, что лейбл уволил Такер, Пауэрса и Александера.
В 1973 году Юл записал и выпустил под маркой THE VELVET UNDERGROUND альбом «Sgueeze». Там на барабанах, между прочим, стучит Йэн Пэйс из DEEP PURPLE (об этом мало кто знает).
По сути – это сольный диск Юла.
В 1972 году Рид, Кейл и Нико собрались вместе и дали два концерта в Лондоне и Париже. Выходят новые записи из ранее наработанных. Их много – от пиратских и концертных, до разного рода сборников.
Последний состав:
Лу Рид — вокал, гитара (1965—1970, 1990, 1992—1993, 1996), клавишные (1968—1970)
Джон Кейл — скрипка, бас-гитара, клавишные, бэк-вокал (1965—1968, 1990, 1992—1993, 1996)
Мо Такер — ударные, перкуссия (1965—1972, 1990, 1992—1993, 1996)
Бывшие участники:
Ангус Маклис — перкуссия (1965)
Уилли Александер — клавишные, бэк-вокал (1971—1972)
Уолтер Пауэрс — бас-гитара, бэк-вокал (1970—1972)
Дуг Юл — вокал (1968—1973), гитара (1970—1973), бас-гитара (1968—1970, 1972—1973), клавишные (1968—1971, 1972—1973)
Стерлинг Моррисон — гитара, бэк-вокал (1965—1971, 1990, 1992—1993), бас-гитара (1965—1970, 1990, 1992—1993)
Остается добавить, что Лу Рид умер в возрасте 71 года в 2013 году.
Вот такая история. Многим эта музыка не понравится. Многие её просто не поймут. Но смею заверить вас, уважаемый читатель, что без творчества THE VELVET UNDERGROUND современная рок-музыка (если она еще существует), была бы совершенно иной. И славных шестидесятых без этой команды представить просто невозможно…
На сегодня всё, друзья... Для развития моего канала ЮРИЙ КИСЛОВ очень важны ваши подписки, лайки, комментарии и мнения. Пока! Рок-музыка 60-х продолжается! С уважением