Здравствуйте, уважаемые читатели!
Каждый новый пробник по химии, будь он от официальных (например, СтатГрад) , инициативных ( например, кафедры химии региональных ВУЗов), неофициальных (различные сообщества в интернете) источников интересен прежде всего тем, насколько авторам удалось выйти за пределы шаблонного построения текстов заданий и при этом обратить внимание на те грани учебного материала, которые недостаточно освещены. В последнее время накопилось много такого материала, начинаю понемногу его рассматривать.
Итак, СтатГрад от 14 апреля 2021г, 1 вариант.
1. В 14 задании затрагивается общеизвестный вопрос о способах получения сложных эфиров, но в других пробниках рассматривалась, в основном, этерификация. Здесь - акцент на применение ангидридов. Ответы - 2,4:
2. Понравился 17 вопрос. Кстати, хотя, вроде бы, нитрилы не входят в школьную программу (читала об этом в нескольких чатах), они есть практически в каждом пробнике. А в этом вопросе, из интересного: - кислотный гидролиз нитрилов, бутиролактон, и-... - полный ацеталь (он-то до сих пор точно нигде не встречался)
ответы: 3562
3.Кристаллогидраты в 27 задании. Налицо поднятие планки сложности по сравнению с предыдущим форматом этого задания (мое мнение).
4.32 задание достаточно оригинально, основано на получении и превращении феррата(VI) калия .
Ниже приведены ответы из критериев к пробнику.
5. 34 задача - с фосгеном, которого я не помню до сих пор в расчетных задачах на ЕГЭ по химии. Задача в целом несложная. Но в ее решении можно проследить отличительную особенность , которая в последнее время встречается все чаще и чаще. Дается информация, затрагивающая все продукты реакции в целом, и для ее дифференциации по отдельным компонентам необходимо составлять алгебраическое уравнение, в котором учитывается стехиометрия реакции.
Решение :
1. СOCl2+H2O=CO2 +2HCl (1)
СО2+Ba(OH)2=ВаСО3(осадок)+Н2О (2)
2HCl+Ba(OH)2=BaCl2+2H2O(3)
n2+3(Ba(OH)2)=200*0,0342/174=0,04 моль
Пусть n2(СО2)=х моль, тогда n2(Ba(OH)2)= n2(BaСО3)= x моль
n3(HCl)=2x моль (вытекает из стехиометрии уравнения 1),
тогда n3(Ba(OH)2)= 0,5n3(HCl)=x моль
n2+3(Ba(OH)2)=2х=0,04, х=0,02 моль
2. n(BaСО3)= x =0,02 моль, m(BaCO3)=0,02*197=3,94 г
3. n2(СО2)=n практ (СOCl2)=0,02 моль
nтеор (СOCl2)=0,02/0,8=0,025 моль
mтеор (СOCl2)=0,025*99=2,475 г
Ответ: m(BaCO3)=3,94 г, mтеор (СOCl2)= 2,475 г
6. 35 задача. Хороша тем, что для решения используется редко используемый алгоритм идентификации вещества по уравнению реакции. Ну и еще, конечно - ссылка на оптическую изомерию исходного вещества. В тексте задачи упомянуты энантиомеры. Есть куда двигаться составителям задач- можно задействовать также и диастереомеры, и эпимеры. Вот только вопрос, предусматривает ли школьная программа изучение оптической изомерии на таком уровне?
Решение.
1. Составим схему реакции окисления (без коэффициентов)
RCH2OH + К2Сr2O7+H2SO4=RCOOH +Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
M(RCH2OH)=M(R)+31, M(RCOOH)=M(R)+45,
2. Согласно условию
M(RCOOH)/M(RCH2OH)=115,9/100=1,159
(M(R)+45)/(M(R)+31)=1,159
откуда М(R)=57 г/моль, R=C4H9
3. Молекулярная формула спирта- С4Н9СН2ОН или С5Н12О
Структурная формула спирта (выделен асимметричный атом углерода)-
4. уравнение реакции:
"Интересности" данного варианта рассмотрены. В следующей статье планирую рассмотреть особенности сильных пробников от кафедры химии одного из региональных ВУЗов.
Кстати, по субботам и воскресеньям провожу два параллельных предэкзаменационных вебинарных курса, один из которых посвящен снова 34 задаче, другой - тестовым заданиям, вызывающим наибольшее количество вопросов у школьников. Уже прошли вебинары по тренажеру для 34 задачи и по 8 вопросу (формат ЕГЭ). В эти выходные будут 34 задачи на пластинки и растворимость газов, а также вебинар по хим. связи. Ниже приведены ссылки на эти вебинары:
24 апреля 2021 года -вебинар по решению 34 задачи (ЕГЭ по химии) . Акцент - на "пластинки" и "растворимость газов". Зарегистрироваться на вебинар можно по ссылке: https://forms.gle/yzbgFvZUD2H6nBxP9
25 апреля - вебинар по одному из самых объемных вопросов тестовой части ЕГЭ по химии - "Хим.связь "(4 вопрос ). Зарегистрироваться на вебинар можно по ссылке: https://forms.gle/sgEBjBwxUdMZUPjN7
Всего доброго!