Найти тему
Справочник кинопижона

Джо Данте - человек, который изобрел гремлинов

Оглавление

Феномен культурной ностальгии, в частности ностальгии по 80-м, был главным трендом на протяжение всего минувшего десятилетия. Интересно, будет ли ностальгия по массовой культуре 90-х определять культурное пространство 2020-х? Применительно к кино, можно заметить, что характер этой ностальгии в США и на постсоветском пространстве различается. Если в России Голливуд 80-х ассоциируется в основном с Арнольдом и Чаком, Терминатором и Робокопом, то в США главный объект ностальгии - это условно "детское кино": "Инопланетянин", "Индиана Джонс", "Назад в будущее", а также молодежные комедии Джона Хьюза. Вроде бы в обоих случаях идет речь о Голливуде 80-х, но культурный опыт кардинально различается. На этом фоне особенно интересно выглядит фигура Джо Данте, который являясь протеже Стивена Спилберга снимал фильмы в духе работ ментора, с другой - у него получалось даже более спилберговское кино, чем у самого Спилберга.

15 удачных и не очень фильмов Джо Данте

Бульвар Голливуд (Hollywood Boulevard), 1976

Режиссерский дебют Данте, созданный под присмотром великого Роджера Кормана, - это гомерически смешная сатира на мир американского эксплуатационного кино. Конечно, смешная для тех, кто смотрел хотя бы пару фильмов о женских тюрьмах, снятых на Филиппинах. Согласно сюжету, очередная девушка со Среднего Запада приезжает в Голливуд, но в итоге снимается не в студийных фильмах, а в продукции Роджера Кормана. Кристаллизованный продукт эпохи и одновременно насмешка над ней.

Пираньи (Piranha), 1978

-2

Монстр-муви, снятый на волне успеха "Челюстей" Спилберга. После просмотра этого фильма Стивен обратил внимание на Данте и пригласил его в Голливуд. Роджер Корман не растерялся и доверил съемки сиквела молодому канадскому режиссеру Джеймсу Кэмерону, у которого в карьере всё тоже сложилось неплохо.

Высшая школа рок-н-ролла (Rock «n» Roll High School), 1979

-3

Но перед уходом Данте снимает для Кормана еще один фильм. На фоне собравшего неприлично большие деньги в прокате "Бриолина" школьные мюзиклы на короткое время становятся популярны. Данте и Корман опять сняли и эксплуатацию жанра, и пародию на него, добавив панк-стилистики в беззаботную атмосферу а-ля 50-е - в кино снялась в полном составе группа The Ramones.

Вой (The Howling), 1981

-4

Первый голливудский проект Данте, посвященный внезапно популярной в начале 80-х теме ликантропии. Фильм неплох, но вышедший в том же году "Американский оборотень в Лондоне" Джона Лэндиса значительно лучше.

Гремлины (Gremlins), 1984

-5

Самый спилберговский фильм, снятый не Спилбергом, и лучший рождественский хоррор. В отличие от выступившего продюсером Стивена Спилберга, Джо Данте никогда не боялся добавлять жути и поднимать не самые простые темы, снимая вроде бы детское кино. Эталонный фильм 80-х, входящий в 10-ку голливудских фильмов, которые могли быть сняты только в 80-е.

Исследователи (Explorers), 1985

-6

Чистейший образец голливудской детской фантастики, оставшийся в тени более популярного "Полета навигатора". Группаактеров- детей среди которых можно заметить 12-13-летних Итана Хоука и Ривера Феникса, находят на свалке странный агрегат, собирают из него космический корабль, отправляются в открытый космос и встречают инопланетян. При просмотре почему-то возникают непредумышленные ассоциации с "Отроками во вселенной".

Внутреннее пространство (Innerspace), 1987

-7

Вольный ремейк классической фантастики 60-х "Фантастическое путешествие" об экспериментах по уменьшении людей и неживых объектов. Оригинал значительно лучше, но не из-за режиссуры, а благодаря сценарию, который был более логичным и как ни странно содержал более зрелищные сцены.

Предместье (The 'Burbs), 1989

-8

После двух сравнительных неудач Данте снимает разудалую черную комедию с набирающим популярность после фильма "Большой" Томом Хэнксом. Фильм получился в меру смешным, в меру мрачным и в лучших традициях 80-х фантасмагорическим.

Гремлины 2: Новенькая партия (Gremlins 2: The New Batch), 1990

-9

Единственный сиквел в карьере Данте. Стоит отметить, что у этого фильма есть свои поклонники, но на мой взгляд это один из самых печально известных примеров, как резко между оригиналом и продолжением падает качество.

Дневной сеанс (Matinee), 1993

-10

Мой личный фаворит среди всех фильмов Данте. "Дневной сеанс" принадлежит жанру "историй взросления", но действие фильма происходит в маленьком городке во Флориде рядом с военной базой в разгар Карибского Кризиса. У Данте получилось иронично, но достоверно показать атмосферу ядерной паранойи, когда на короткое время прибыльным бизнесом стала продажа "убежищ на случай ядерного удара". Отдушиной для детей становится кино, естественно, эксплуатационное про гигантских пауков муравьев. Фильм в фильме - удивительно смешное и точное изображение американской трэш-фантастики 50-х.

Заговор против Америки (The Second Civil War), 1997

-11

Снятая для канала HBO политическая сатира, которая на фоне последних событий в США выглядит практически реалистическим произведением. Согласно сюжету, в будущем (для 1997-го) президент-демократ подписывает указ о принудительной отправке в каждый штат пакистанских мигрантов, губернатор-республиканец штата Айдахо с помощью национальной гвардии блокирует границу штата. Из-за клинического идиотизма всех участников ситуация перерастает в новую гражданскую войну.

Солдатики (Small Soldiers), 1998

-12

Попытка снять очередной фильм о восстании ИИ, но для среднего школьного возраста. В 80-е сюжет о пробудившемся у игрушек сознании мог бы сработать, но для конца 90-х выглядит слишком наивно и натянуто.

Луни Тюнз: Снова в деле (Looney Tunes: Back in Action), 2003

-13

Попытка повторить успех фильмов "Кто подставил кролика Роджера?" и "Космический Джем" с участием еще популярного Брендана Фрейзера и интеллектуальной анимационной собственности компании Warner Brothers.

Врата в 3D (The Hole), 2009

-14

Еще одна безуспешная попытка снять восьмидесятническое кино в неотвратимо изменившемся мире. Семья переезжает в новый дом, в подвале которого дети находят дыру, ведущую то ли в параллельную реальность, то ли в преисподнюю. Всё бы ничего, но дешевые спецэффекты убивают всю атмосферу третьего акта, хотя начало настраивает на позитивный лад.

Моя девушка — зомби (Burying the Ex), 2014

-15

После того, как один британский комедийный дуэт прогремел своей "романтической комедией с Зомби" попытки снять "наш ответ Эдгару Райту" предпринимаются до сих пор. У Данте тоже не получилось. Проблема данного фильма кроется в том, что в нём никакой изюминки - это типовой ромком, куда добавили тему воскрешения из мертвых, убери которую из фильма, и смысл не поменяется.