Вдруг обнаружила, что интернет заполнен тестами на проверку грамотности. Естественно, не раз попробовала испытать себя, отвечая на предложенные вопросы и задания, но многие из них очень похожи на задания по русскому языку для выпускников. Убедитесь в этом на нескольких примерах, взятых из экзаменационных заданий по русскому языку:
Задание. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
Свободны ли низовья реки от (НЕ)ПРИЯТЕЛЯ, никто не знал.
Солнце скрылось за (НЕ)БОЛЬШУЮ осиновую рощу.
От спанья в одежде было (НЕ)ХОРОШО голове.
(НЕ)ЗНАЕШЬ, скоро ли подойдёт лодка?
Мне это кажется весьма (НЕ)ОБЫЧНЫМ.
Ответ:
Задание. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Лыков медле(1)о бежал, волоча винтовку, и кричал в том возбуждё(2)ом состоянии, какое бывает у солдата, только что вышедшего из боя, ещё оглушё(3)ого, ещё пылающего свяще(4)ым огнём.
Ответ:
Задание. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
докумЕнт
жАлюзи
бАнты
поднялАсь
плодоносИть
Ответ:
И подобных заданий 26, а ещё и сочинение – это 27-е задание.
Вообщем, и тесты для развлечения, и серьёзные экзамены уравнены. Не проще ли проверить уровень грамотности выпускников на одном задании – написании сочинения. И орфографию, и пунктуацию, и верное употребление слов, и правильность образования форм слов, и формулировку проблемы, поставленной автором в тексте, предложенном для сочинения, и раскрытие позиции автора, и своё отношение к рассматриваемой проблеме – всё это можно проверить в одном задании – в сочинении. Так нет же, нужно уморить выпускника заданиями, подобными, например, таким: даётся текст, из него нужно выбрать высказывания, соответствующие содержанию текста, выбрать из предложенных утверждений верные, найти синонимическую пару; а затем в другом задании вставить литературоведческие термины на месте пропусков. Предполагаю, что и учителя, как бы качественно не обучали своему предмету, боятся этого ЕГЭ.
Когда же всё-таки главные вопросы, появившиеся в системе образования, будут достойно разрешены: ликвидирована перегруженность учебных планов; введена единая система учебников; изменены методы обучения, подменённые в настоящее время потоком новаций?