Обычная ситуация: расширенные испуганные глаза из-за шторки и серьезный, почти риторический вопрос : - "Меня может засосать смыв в туалете?" Любой бортпроводник встречался с таким пассажиром. Хочется отметить, что в этом вопросе нет ничего постыдного - лучше заручиться компетентным ответом и наконец собраться с силами для культурного посещения туалетной комнаты, чем посетить её и оставить последствия уборщикам))) Кстати возможно, сейчас я развею еще один миф : такой туалет сразу будет закрыт и опечатан - уборка не входит в должностную инструкцию бортпроводников.
Откуда вообще у людей возникает такая фобия? Из отголосков прошлого. На заре авиации вопрос, касающийся туалета, стоял остро. Первые съёмные унитазы появились в конце 30-х годов прошлого века, при этом послеполётная очистка была на плечах экипажа. В 1937 году британские ВВС ввели в эксплуатацию «летающую лодку», которая получила название Supermarine Stranraer. А вскоре этот летающий аппарат заработал себе прозвище «свистящий нужник» благодаря одной конструктивной особенности: бортовой туалет не был оборудован баком или ёмкостью и открывался прямо в небо. Если крышка оставалась открытой, проходящий воздух заставлял самолёт производить свистящий звук.
Сейчас звук смыва в туалетах не менее оглушительный и пугает даже меня 😆 Зачастую он слышен аж в середине салона, а обусловлено это тем, что при нажатии кнопки смыва открывается клапан, который в закрытом виде поддерживает разницу давлений.
Вакуумную систему смыва установили на самолеты Boeing в 1982 году. Из технических соображений на самолет невозможно загружать необходимое количество воды для использования привычного способа смыва в туалетах. Вакуум позволяет перемещать содержимое в специальные резервуары со скоростью до 150 метров в секунду - или 300 миль в час!
Итак, какова вероятность того, что что-то пойдет не так и Вас действительно засосёт во время смыва в туалете? Основной процент пассажиров знает, что все под контролем, однако кое-что нужно обязательно запомнить.
Главное правило - встать. О чем речь?
15 лет назад в журнале Journal of Travel Medicine была опубликована статья, в которой рассказывалось об одном несчастном случае, когда 37-летняя женщина нажала кнопку слива, сидя на унитазе, и тем самым создала изоляцию, которая прижала её к поверхности. После освобождения бортпроводниками она была осмотрена врачами, обнаружившими некоторые повреждения органов. К счастью, история закончилась хорошо: после непродолжительного лечения женщина полностью выздоровела. Похожий случай не единственный, однако большинство последующих пассажиров, оказавшихся в похожей ловушке, отделались лишь страхом, так как образовавшийся вакуум только прижимал их к поверхности, не нанося травм и разрывов. Во всяком случае - главная рекомендация понятна.
А что если ситуация страшнее?
Вот два важных пункта, которые повысят шанс выжить, если Вы оказались заперты в туалетной комнате на борту в полёте и что-то пошло не так:
-Не выходите из туалета, если началась очень сильная турбулентность. По возможности закрепитесь там- это надежнее. Примите безопасную позу сидя на полу ,согнув ноги в коленях и прижав их к противоположной стене. Ухватитесь за страховочную ручку, которая расположена на стене рядом с унитазом.
- При падении давления и разгерметизации в туалете выпадут две кислородных маски, на случай, если Вы зашли в туалет с ребенком. Наденьте её - кислород будет поступать как минимум 12 минут, пока пилот снизиться до безопасной высоты, где можно дышать самостоятельно.
Еще одна рекомендация из связки "туалет на борту и безопасность" :
- Не идите в туалет до взлёта и сразу после посадки.
Движение самолета по аэродрому является опасной фазой полета из-за существующего риска резкого торможения. Туалет может стать для Вас ловушкой, так как ремня безопасности там нет, а острых потенциально опасных углов очень много. Во-вторых, если начнется аварийное покидание судна по каким-либо причинам - проход самолета должен быть свободен. Вы либо не сможете открыть дверь туалета из-за потока людей, либо заблокируете этой дверью проход. И наконец простое и самое главное : это международный закон, который запрещает пилоту самолета взлетать и садиться с находящимся в туалете пассажиром в штатной ситуации. Соблюдение этого закона не должно нарушаться ни одной авиакомпанией мира.
Так что, грамотно подбирайте время для похода в туалетную комнату на борту, а если рейс короткий - можно позаботиться об этом еще до взлета, в здании аэропорта.
В заключение дополню: не стоит забывать о том, что самолет на данный момент занимает второе место по безопасности после эскалатора. Сложно представить, сколько времени мы потратим, преодолевая расстояние от Москвы до Владивостока на эскалаторе, поэтому вооружайтесь знаниями и смело выбирайте самолет! В конце концов, любой интересующий вопрос можно задать бортпроводнику. Есть вероятность, что все расскажем,покажем и чаю нальем! 😊