Найти тему
Yena_ Q

Выставка, посвящённая почётному рабочему труду

Проходит в Третьяковке, но о ней почему-то мало кто знает. Представлен целый ряд картин, связанных со строительством и работой заводов. Называется всё это - "Даёшь Кузбасс!"

Кузбасс - регион, развитие которого началось в Петровскую эпоху. В конце XIX век Кузбасс должен был стать сырьевой основой для всей уральской металлургии.

И в 1922 году Кузбасс превратился в индустриально-промышленный центр Сибири. Чтобы осветить это важное в жизни страны событие, собрали художников, так называемые изобригады. И в 1939 году на выставке "Индустрия социализма" многие из представленных работ, оказались посвящены именно развитию Кузбасса.

Сейчас едва ли можно представить художников, которые с энтузиазмом освещают жизнь рабочих (возможно, зря), зато в Третьяковской галерее проходит выставка, на которой можно увидеть, как это было раньше. И в плане работ, и в плане творчества.

Я про эту выставку, честно говоря, ничего не слышала, попала только потому что пришла на Фалька, но поднявшись по лестнице а выставке три раздела.

В первой части выставки - произведения искусства 1930-х годов. Рабочий труд в этот период поэтизировался на высочайшем уровне, посмотрите только на дым и на пламя. Понятно, что изображённая работа тяжела, но она же - и прекрасна.

Пожалуй, изображение жара рабочих будний в этот период довольно часто соседствует с языками пламени.

Что в 1930-х, что в 1940-х годах.

Встречаются также не такие яркие картины с изображением процесса работы или с изображением рабочих будней.

Пожалуй, ничем не менее интересно, чем изображениями крестьянских, дворянских и т.д., которые писали художники с гораздо более громкими именами.

фото автора. Василий Мешков. Кемерово. (1937 - 1938 гг., холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО", Москва)
фото автора. Василий Мешков. Кемерово. (1937 - 1938 гг., холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО", Москва)

Есть некоторое количество агиток, а ещё - просто замечательная графика. Если в предыдущих вариантах использовались цвета, а масштаб придавал торжественность, то здесь преобладает локальность.

Впрочем, данном случае локальность не значит несерьёзность.

Техники создания рисунков разные. Линиогравюра - это гравюра на линолеуме. Явление приобретшее популярность в ХХ веке.
Монотипия подразумевает, что рисунок наносится на плоскую металлическую пластину кистью с использованием масляной или типографской краской. С этой пластины под сильным давлением производится печать на увлажнённую бумагу. Гравирование в технике монотипии отсутствует, так же, как и возможность тиражирования.

*

Во второй части выставки - искусство 1960-1980-х годов. Организаторы выставки отмечают, что стремление к переустройству мира тянуло людей на стройки века.

Также подчёркивается, что в центре картин в этот момент оказывается человек труда, однако хватает и картин с изображением места работы, городских пейзажей и окрестных земель.

И, как в первом разделе выставке, здесь тоже есть запоминающаяся графика, на этот раз большого формата.

Грубые линии как нельзя лучше подходят для передачи тематики. Прорезанные морщинами лица, чёрные тени на лицах и руках. При этом чувствуется натура, с которой создавались работы.

Детали можно разглядывать бесконечно. Все работы - линогравюра.

Третий раздел - современное искусство. Оно тут представлено очень дозированно, хотя опять же отмечается, что художники Павел Отдельнов и Егор Плотников в 2007 году в течение двух недель работали на новокузнецких заводах, собирая материал для проекта "Комбинат. Ретроспектива".

Это уже пейзажи постиндустриальной эпохи.

Фото автора. Павел Отдельнов. Конструкция (2008 г., сетка, смешанная техника. Собственность автора, Москва)
Фото автора. Павел Отдельнов. Конструкция (2008 г., сетка, смешанная техника. Собственность автора, Москва)

Уже отдельно непосредственно от выставки на третьем этаже располагаются стеллажи с фотографиями. Это своего рода уникальный фоторепортаж, сделанный Спиридоном Бывшим - в 1920 - 1930-е ведущим фотографом города Щегловска (Кемерово).

История коксохимзавода от закладки до запуска.

Впечатления от пейзажей Фалька, которые я, собственно, в тот день и шла посмотреть - тут. Но эта история едва не затмила изначальную цель.

*

Как думаете, нужны выставки на такие темы?