Проходит в Третьяковке, но о ней почему-то мало кто знает. Представлен целый ряд картин, связанных со строительством и работой заводов. Называется всё это - "Даёшь Кузбасс!"
Кузбасс - регион, развитие которого началось в Петровскую эпоху. В конце XIX век Кузбасс должен был стать сырьевой основой для всей уральской металлургии.
И в 1922 году Кузбасс превратился в индустриально-промышленный центр Сибири. Чтобы осветить это важное в жизни страны событие, собрали художников, так называемые изобригады. И в 1939 году на выставке "Индустрия социализма" многие из представленных работ, оказались посвящены именно развитию Кузбасса.
Сейчас едва ли можно представить художников, которые с энтузиазмом освещают жизнь рабочих (возможно, зря), зато в Третьяковской галерее проходит выставка, на которой можно увидеть, как это было раньше. И в плане работ, и в плане творчества.
Я про эту выставку, честно говоря, ничего не слышала, попала только потому что пришла на Фалька, но поднявшись по лестнице а выставке три раздела.
В первой части выставки - произведения искусства 1930-х годов. Рабочий труд в этот период поэтизировался на высочайшем уровне, посмотрите только на дым и на пламя. Понятно, что изображённая работа тяжела, но она же - и прекрасна.
Пожалуй, изображение жара рабочих будний в этот период довольно часто соседствует с языками пламени.
Что в 1930-х, что в 1940-х годах.
Встречаются также не такие яркие картины с изображением процесса работы или с изображением рабочих будней.
Пожалуй, ничем не менее интересно, чем изображениями крестьянских, дворянских и т.д., которые писали художники с гораздо более громкими именами.
Есть некоторое количество агиток, а ещё - просто замечательная графика. Если в предыдущих вариантах использовались цвета, а масштаб придавал торжественность, то здесь преобладает локальность.
Впрочем, данном случае локальность не значит несерьёзность.
Техники создания рисунков разные. Линиогравюра - это гравюра на линолеуме. Явление приобретшее популярность в ХХ веке.
Монотипия подразумевает, что рисунок наносится на плоскую металлическую пластину кистью с использованием масляной или типографской краской. С этой пластины под сильным давлением производится печать на увлажнённую бумагу. Гравирование в технике монотипии отсутствует, так же, как и возможность тиражирования.
*
Во второй части выставки - искусство 1960-1980-х годов. Организаторы выставки отмечают, что стремление к переустройству мира тянуло людей на стройки века.
Также подчёркивается, что в центре картин в этот момент оказывается человек труда, однако хватает и картин с изображением места работы, городских пейзажей и окрестных земель.
И, как в первом разделе выставке, здесь тоже есть запоминающаяся графика, на этот раз большого формата.
Грубые линии как нельзя лучше подходят для передачи тематики. Прорезанные морщинами лица, чёрные тени на лицах и руках. При этом чувствуется натура, с которой создавались работы.
Детали можно разглядывать бесконечно. Все работы - линогравюра.
Третий раздел - современное искусство. Оно тут представлено очень дозированно, хотя опять же отмечается, что художники Павел Отдельнов и Егор Плотников в 2007 году в течение двух недель работали на новокузнецких заводах, собирая материал для проекта "Комбинат. Ретроспектива".
Это уже пейзажи постиндустриальной эпохи.
Уже отдельно непосредственно от выставки на третьем этаже располагаются стеллажи с фотографиями. Это своего рода уникальный фоторепортаж, сделанный Спиридоном Бывшим - в 1920 - 1930-е ведущим фотографом города Щегловска (Кемерово).
История коксохимзавода от закладки до запуска.
Впечатления от пейзажей Фалька, которые я, собственно, в тот день и шла посмотреть - тут. Но эта история едва не затмила изначальную цель.
*
Как думаете, нужны выставки на такие темы?