Здраствуйте все, я инвалид 1 группы. Я продолжаю публиковать рассказ деда Петрова Андрея Дмитриевича с разрешения Петрова Михаила Андреевича.
Начало здесь.
Иногда в классе устанавливалась мертвенная тишина... Все выполняли какую-либо работу. Так бывало на уроках русского языка при списывании текста. В такие минуты я подходил к окну и смотрел на скованный морозами Амур, на поверхности которого хаотически, словно в калейдоскопе, нагромождены ледяные торосы. Некоторые льдинки, обдуваемые ветром, словно маленькие зеркальца, поблескивали, отражая лучи не очень яркого зимнего солнца. Смотрел на крутые, покрытые лесом сопки на противоположной стороне Амура. Но о красоте зимней природы я вовсе не думал, а думал о том, что было там, в педучилище в студенческие годы. Многое из того еще свежо в памяти. По лицу моему бродила тихая грустная улыбка,которую частенько замечали первоклассники. Они понимали что их учитель думает о чём-то интересном, детским умишком, они понимали, что мысли учителя не подлежат огласки.
Но о чём я думал в такие минуты? Наверное о девушках.
"Ах, как много милых, прекрасных девушек осталось в педучилище.- думал я.- и что я тогда не женился? " но эти мысли я тут же отбрасывал. На самом деле, чтобы иметь семью, прежде всего нужно было иметь средства на содержание её. Но какие средства у студента?! Одни более или менее подходящие брюки, в которых не стыдно было сходить в парк на танцы- на четверых(на всех живущих в комнате)! Я даже не помнил, кому из нас они принадлежали. А какая, к черту, женитьба без брюк? Теперь-другое дело, я вполне мог исполнить свое желание: я стал богатым.
Размышляя таким образом, мои мысли так разжигали мое сердечко, что я готов был выполнить свое желание немедля, в самые ближайшие дни. Но? Тут мои мысли вновь возвращались в педучилище. Как много девушек осталось там заканчивать учебу. Многие из них в этом году закончат и им дадут направления по разным местам. В Радде, наверное какую-то тоже пошлют. "Кто бы это могла быть? Может это будет Надя Пугачева, может Рая Снегина? Хорошо бы приехала Рая. На ней бы я обязательно женился! Почему Рая?
Я хооошо помнил, как ехал с ней в полупустом вагоне в июне 1937 года. Наш второй курс направлялся в военные лагеря, находившиеся на станции Верино- в шестидесяти километров от Хабаровска. Рая закончила первый курс и ехала домой на каникулы в свою Николаевку, где жили её родители. Июньская ночь выдалась влажной от сильного тумана, который густой плотной массой висел в воздухе по обе стороны полотна. Вагоны уже не отапливались, поэтому пронизывающий на сквозь холод одолевал нас. Рая была в ситцевом платьице, сильно дрожала от холода. Я снял с себя старенькую истрепанную тужурку и мы укрылись ею. Плотно прижавшись друг другу, мы стали согреваться. Я не знаю как чувствовала себя Рая, но я находился словно в раю. Правой рукой я обнимал её за талию, а левой согревал её маленькие нежные ручки. От Раи исходил какой-то невидимый ток, который подобно чудодейственному эликсиру, способен был продлить мою жизнь до бесконечности. Я готов был кричать:" Время остановись!"
А такое ведь не забывается. Вот почему я больше всего желал, чтобы в Радде приехала Рая! "Напишу ей сегодня же",- думал я....
В это мгновение, прерывая мои приятные размышления раздался душераздерающий крик:
-А-а-а-а!!!
Это моя красавица- Рита Епифанцева истерику закатила, такое с ней случалось почти на каждом уроке. Я поворачивался к классу и видел, как Рита махала своим кулачком, стараясь, ударить Ваню. Её черные глаза, словно у злющей кошки, горели жгучей ненавистью. Казалась она готова была разорвать Ваню на мелкие кусочки. А тот спокойно отмахивался от Ритиной руки и посмеивался. Как бы Рита ни свирепствовала боли она не могла нанести Ване. Он легко парировал её удары-девочка же!
Ваня первым замечал тишину, установившуюся в классе. Он не мог равнодушно переносить её. Поэтому обязательно нарушал её, но не сам лично, а через посредством кого-либо из первоклашек. Чаще его мишенью становилась Рита, так как она более энергично реагировала на разные выходки Вани. Так случилось и на этот раз.
Рита Епифанцева- смуглая симпатичная гураночка. В действительности она больше походила на цыганочку, потому что лицо её не выделялось широкими скулами, присущими коренным амурским жителям, а было правильным до последней черточки. Локоны её каштановых волос волнами рассыпались по плечикам.
-Рита, что ты плачешь?- спрашивал я, будто не понимая, что произошло.
-Он... он в мою чернильницу макнул,-сквозь слезы выдавливала она.
-Какой пустяк, а ты так плачешь?
-Да-а, пустяк... Он в мою чернильницу макнул...
-Ваня, ты зачем лезешь в её чернильницу?- строго спрашивая я обидчика. Но он помалкивал, уткнувшись в свою тетрадь, показывая вид, что упорно занят своей работой. А что произошло в классе, его как будто не касалось.
Конец урока Рита испортила, но она часто портила и начало, а также и середину. Почти после каждой большой перемены Рита обязательно чем-то расстроена. То её кто-то толкнул нечаянно, то снегом попали за ворот, то в игру не приняли, то ещё что-либо. Для её рёва причин всегда набиралось вдоволь. С ней мне пришлось очень много повозиться, чтобы хоть немного воспитать её и сделать из неё нормальную девочку-добрую, сдержанную, уважительную, одним словом, старался воспитать в ней положительные человеческие качества.
Её жадность я искоренял разными побасенками, которые придумывал заранее или сочинял тут же, на уроке. Любая из моих басенок всегда заканчивалась трагически для очень хороших людей; а причиной этому всегда являлась жадность их нехорошего товарища, который утаивал от них еду и т.д. Все мои рассказы действовали на Риту, да и на всех других учеников, так сильно, что у любого из них накапливалось отвращение к жадности, потому что я так рассказывал будто все это происходило на самом деле, а не вымышленно.
Впитывала в себя трагическое содержание и причины этого трагического и Рита. По тепенно эта черта ее характера начала исчезать. Теперь она сама уж предлагала кому-либо из ребят, кто обычно забывал дома чернильницу, свою. Она также стала предлагать и свои цветные карандаши тем, у кого их не было, чтобы и они расскрасили свои рисунки, то перышко предложит, если кто-то в нем нуждался. По-первости её доброта не была естественной, душевной, а может быть, носила только формальный характер. Но мысли её уже работали, теперь она вполне созновала, что жадность-это плохо, жадный человек - нехороший. А она ведь не хотела быть плохой.
Она также стала прислушиваться к моим словам о мужестве, что по каждому пустяку нехорошо плакать. Всегда нужно сдерживать себя и не плакать, даже тогда, когда бывает больно. И эти мои мысли она впитывала в себя и, как мне казалось стала крепиться не реветь по каждому пустяку.
Должен сказать и то, что она была нелюдимой. Если Таня и Вера были неразлучными подружками, то Рита совсем ни с кем не дружила. Может быть это от того, что девочки не принимали её в свою компанию из-за её склочного характера, а может быть и потому, что она сама не желала с ними дружить. Необходимо было втянуть её в коллектив. Тут уж пришлось подключать к ней Таню и Веру, чтобы совершенно сознательно с вполне определенной целью они воздействовали на неё. Однажды я задержал их после уроков, чтобы поговорить с ними на эту тему.
-Вам нравиться наша Рита?- спросил я их.
Девочки смотрели на меня и хлопали глазенками в недоумении."Чего это учитель спрашивает их об этом?" Девочки молчали незная что ответить на мой вопрос.
-Вам нравится наша Рита? -повторил я свой вопрос.
Девочки и на этот раз не ответили. Тогда я сказал:
-Мне Рита очень нравиться. Такая славная девочка. Вот если бы немного её воспитать, она была бы такой же хорошей, как и вы. А воспитывпть должен не только я один, но и вы. Все вместе мы её скорее воспитаем. Вы согласны со мной?
-Да,- ответила Таня.
-Да,- сказала и Вера
-А как мы должны её воспитывать?- спросила Таня.
С ответом я немного задержался, обдумывая что сказать.
-Ну как мы должны её воспитывать?- спросили они.
Казалось, что они готовы немедля, тут же, в эту минуту воспитать Риту. Своим детским умишком они не могли знать,что процесс воспитания человека очень длительный и нудный. Быстрота действия-это сущность Вериного характера. И она выразила его в своем желании перевоспитать Риту.
-А вот как... Вы с Таней подружки?- заговорил я.
-Да,-ответили девочки.
-А как вы дружите?
-Мы играем вместе,-сказала Таня.
-Мы ходим к друг другу в гости,- сказала Вера.
-Мы вместе книжки читаем.
-Мы в классики играем вместе,- сказала Вера.
Они ещё много чего делали вместе, потому что дружили.
После такого разговора вывод напрашивался сам собой,- а именно: нужно и Риту привлечь к ним, к их играм. Они к ней должны очень терпеливо относиться и всегда уговаривать, чтобы не начинала ссор. Все свои недовольства разрешали мирно, без шума. Да и по разным пустякам не расстраивались бы.
-Главное девочки в том, чтобы она поверила вам, поверила в то, что вы её любите и уважаете. Тогда она будет воспитываться в вашей компании.
После этого разговора мы с двух сторон выбивали из Риты её дикость и несдержанность. Я как учитель, а девочки-как подружки.
Девочки ловко действовали на Риту, постепенно выбивая из неё "дикушу" и крикунью. И к концу учебного года,Рита стала несравненно лучше, чем в начале. Что на неё больше всего повлияло, я не могу сказать вполне определенно. Возможно наше общее внимание к ней, а возможно и то, что она подросла к этому времени и стала лучше понимать что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому стала делать больше хорошего. А возможно на неё повлияло как то, так и другое, и все вместе взятое...
Поодолжение здесь.
Спасибо за прочтение, если понравилось ставим лайки, подписываемся на мой канал.