О Высоком: судьба и блеск Шереметевых
Дмитрий Николаевич, сын графа Николая Петровича Шереметева и бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой, в неполные шесть лет остался круглым сиротой. Сиротой круглым, но очень богатым: 15 000 душ крестьян, огромное состояние, несколько имений (в том числе Кусково и Останкино), сотни тысяч десятин земли, Фонтанный дворец в Петербурге, Голубой дворец в Москве…
Граф Дмитрий был известным меценатом и благотворителем. Во времена его деятельности прижилась поговорка «жить на шереметевский счёт». В первый раз он женился в возрасте 32 лет и прожил 11 лет с нежно любимой им Анной Сергеевной Шереметевой, которая скоропостижно скончалась в 38 лет.
В 54 года граф посватался к 32-летней смолянке Александре Григорьевне Мельниковой. Понимая, что в усадьбах Кусково и Останкино все будет напоминать ему о прежней супруге, Александра Григорьевна начала с нуля. Она выкупила у своей матери деревню Высокое со всеми прилегающими землями. Ей пришлось отселить здешних крестьян, оплатив взамен наделы в Вяземском уезде и выплатив щедрую компенсацию.
Для планировки новой усадьбы был приглашен известный архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Он создал проекты господского дома, конного завода, помещений для работников усадьбы и церкви во имя пресвятой Богородицы Тихвинской. Среди сохранившихся построек в имении особое место занимает церковь (1870 г.) - пятиглавый храм из кирпича и белого тесаного камня на высоком берегу реки Вазузы. Стекла окон второго яруса были выполнены на заводе русского живописца В.Д. Сверчкова в Мюнхене по эскизам Сверчковая и Бенуа. На колокольне установили башенные часы, игравшие мелодию, специально подобранную графом. Ноты для колоколов переложил композитор М.А. Балакирев. В храме хранилась икона Тихвинской Богоматери, с которой еще дед графа, маршал Шереметев – сподвижник Петра - ходил в походы, участвовал в Полтавской битве.
Закончить строительство усадьбы Александра Григорьевна не успела, скончалась в 1874 году, в 49 лет. 68-летний граф Шереметев умер за три года до этого в Кускове.
Имение Высокое перешло к единственному сыну графини - Александру Дмитриевичу Шереметеву. Он и заканчивал строительство усадьбы.
- Дворец
- Церковь
- Прачечная
- Дом графини
- Дом управляющего
- Коровник
- Школа
- Конный завод
- Птичник
Высокое – усадьба Шереметевых
Расположена на высокой надпойменной террасе восточного берега Вазузы. Главный дом и церковь видны за несколько километров. Позади них на ровной территории, плавно понижающейся к северо-востоку, находятся остальные постройки.
Усадьба возникла как место отдыха владельцев в середине 19 в., когда был построен деревянный "старый" дом ("дом графини") и к северу от него разбит пейзажный парк. Основное строительство развернулось в посл, трети 19 в. В 1867 г. по заказу графини А.Г. Шереметевой начал проектные работы для Высокого известный архитектор Н.Л. Бенуа. Фактически ему предстояло создать новый усадебный ансамбль, коренным образом изменив его композицию. В 1868 г. были сделаны проекты дворца, церкви (строительство закончено в 1871 г.) и амбара, в 1869 г. - молочной фермы и дома для детей, в 1870 г. - оранжереи (не сохр.) и въездных пилонов с фигурами львов и гербами владельцев (сейчас скульптуры у входа школы), в 1872 г. - птичника, в 1873 г. - прачечной и конного завода. В 1901-1902 гг. частично перестроен дворец архитектором М.Ф. Мейшером.
Для главного дома-дворца Бенуа выбрал самую живописную точку ландшафта, для церкви — самую высокую, над обрывом к реке. Особое значение зодчий придал функциональной группировке строений и благоустройству территории, окруженной объездными дорогами и пересеченной проездом. Отойдя от принципов усадебного строительства 18 в., Н.Л. Бенуа не делает главный дом центром композиции. Здания расположены по сторонам обширного прямоугольника, занятого в южной части регулярным парком, а в северной - конным заводом. Дорога подходит к усадьбе с восточной стороны и, разделившись на два рукава, огибает весь этот прямоугольник по периметру. В его юго-восточном углу находится скотный двор (с коровником и амбаром), а к северу от него - дом молочниц. Вдоль южного участка дороги стоят молочная ферма, "дом графини" и дом для детей. Перспективу завершает церковь, около которой дорога поворачивает к северу. Здесь расположены прачечная и дом священника, а к западу от них - дворец. На берегу небольшого пруда в восточной части усадьбы поставлено здание птичника. В регулярной части парка находятся дом управляющего и школа.
Комплекс в Высоком - замечательный образец крупных усадеб 2-й пол. 19 в., занимающий значительное место в творчестве Н.Л. Бенуа. Одни здания выдержаны в духе русской или европейской архитектуры 17 в., в облике других ощутимы черты романского и готического зодчества, Ренессанса.
находится у дороги в южной части усадьбы, за ним простирался пейзажный парк. Стены из сосновых бревен рублены на углах с остатком, крыша четырехскатная. Пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов. Горизонтальная обшивка стен с узкими нащельниками имитирует руст. Перерубы превращены обшивкой в рустованные лопатки, а на крыльцах - в тосканские пилястры. Нарядность облика усиливается восьмигранным фонариком над центром кровли. Оба длинных фасада симметричны, в центре торцовых и паркового фасадов - тройные окна. Планировка анфиладная.
крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями. Сначала по проекту Н.Л. Бенуа была построена южная часть - двухэтажный объем, поставленный у края холма, позже по проекту М.Ф. Мейшера - трехэтажная северная на месте одноэтажной летней столовой, входившей в первоначальное здание. Главный западный фасад обращен к реке. Перед широким центральным ризалитом небольшого выноса - открытая парадная трехмаршевая лестница. На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим - сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.
Посредине заднего фасада второй этаж превращается в мансардный, и объемная композиция здания значительно усложняется, так как образуются "крылья" второго этажа. Северное получает вид башни под колпаком кровли. Высокие крыши, многочисленные раскреповки, деревянная веранда южного фасада делают силуэт здания живописным и динамичным. В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре. Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.
В более поздней северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным. Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом 17 в. Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.
Внутри здания большие комнаты вдоль основных фасадов разделены коридором по продольной оси.
расположен к западу от "старого дома". Кирпичные стены оштукатурены. В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма 17 в. Двухэтажный прямоугольный корпус имеет по пять осей проемов на длинных фасадах. Над большей частью (три оси) второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей. Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.
Внутренняя планировка здания в основе симметрична: среднее лестничное помещение и две одинаковые комнаты по сторонам.
стоит в юго-западном углу комплекса на самом высоком месте усадьбы у крутого спуска к реке. Кирпичное с белокаменными деталями здание церкви представляет собой незаурядный образец русского стиля.
Композиция очень высокого здания на подклете идет от древнерусского зодчества сер. 17 в.: к четверику храма с двумя рядами кокошников примыкает чуть более узкая трапезная, а за ней - шатровая (шатер утрачен) трехъярусная колокольня (два восьмерика на четверике). Из пяти глав световая лишь центральная (купола утрачены). От боковых фасадов храма и колокольни спускаются шатровые крыльца.
Из русского зодчества 17 в. заимствованы также ползучие и висячие арки проемов, тройные полуколонки на углах, ширинки, кокошники, наличники окон. Колонки в алтарных наличниках белокаменные.
Цокольный этаж церкви служил, очевидно, усыпальницей. Его делят на три нефа низкие круглые столбы, несущие крестовые своды. Открытое бесстолпное пространство храма перекрыто куполом на тромпах, соединенных арками такого же радиуса по стенам. Эта круговая восьмиарочная композиция в основании купола напоминает византийские постройки 11 в.
Внутри сохранились фрагменты масляной росписи. Роспись стекол окон по рисункам Н.Л. Бенуа в духе старинных фресок была изготовлена в Мюнхене на заводе "Русского живописца Сверчкова". Богатые иконостасы исполнил Г. Хоравский, надпрестольную сень - Г. Серебряков. Башенные часы на колокольне играли мелодию молитвы, переложенную М.А. Балакиревым для колоколов.
находится в западной части усадьбы, у дороги за дворцом. Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание состоит из двух параллельных корпусов - прямоугольного и восьмигранного. Их торцы, обращенные к дороге, попадают на одну линию, а небольшой соединительный объем несколько отодвинут в глубину.
Стены восьмигранного корпуса в обоих этажах имеют вид глухих аркад с окнами по оси арок. Остальная часть здания, вероятно, была первоначально одноэтажной и завершалась высокой двускатной крышей. Широкий карниз разделяет сейчас первый и второй этажи. В кладке второго этажа виден фигурный щипец на торце прямоугольного ризалита. Над кровлей граненого объема выведены вытяжные трубы, завершенные сквозными дымниками с вогнутыми кровлями.
Внутри прямоугольный корпус разделен поперечной стеной пополам, восьмигранный капитальных перегородок не имеет. В средней части между корпусами находится лестница на второй этаж.
замыкает с восточной стороны пространство скотного двора. Одноэтажное кирпичное здание, Т-образное в плане, построено в 1870-е гг. инженером Мюллером по проекту Н.Л. Бенуа.
Стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками, щипец небольшой восточной пристройки (для подогрева корма) украшен уступчатыми консолями под карнизом и завершен по оси фигурной печной трубой. Широкие двускатные кровли членятся большими чердачными окнами. Внутри стойла вдоль стен разделены проходом.
находится в юго-восточной части скотного двора, построен из кирпича. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус. В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными, а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы. Места примыкания внутренних стен обозначены на западном (дворовом) фасаде лопатками. Внутри симметрично расположены замкнутые помещения с отдельными входами.
поставлен к северу от скотного двора параллельно основной дороге и ориентирован на нее главным фасадом. Объемную композицию кирпичного, позднее побеленного здания составляют центральный двухэтажный объем и два более узких симметричных одноэтажных крыла. Комнаты расположены вдоль длинных фасадов. Северное крыло имеет отдельный вход.
Расположен на берегу небольшого пруда, к востоку от основного ядра усадьбы и к югу от скотного двора. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику с более узким нартексом и выступающим трансептом с пятигранной апсидой. Торцы "трансепта" и западный фасад "нартекса" увенчаны щипцами со своеобразной имитацией аркатурного фриза под карнизом. Углы укреплены контрфорсами.
Симметрию нарушает высокая восьмигранная башня у южного угла, подражающая средневековой крепостной архитектуре. Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.
стоит в юго-восточной части регулярного парка и выходит торцом к дороге, у ее разветвления на северный и южный рукава. Кирпичное здание первоначально было двухэтажным. Третий этаж надстроен в 1952 г., о чем сообщают цифры в завершающем выступе по оси длинного фасада.
Прямоугольный в плане объем оживлен легким средним ризалитом с фигурным щипцом. Дробный декор фасадов характерен для русского стиля 3-й четв. 19 в. Между окнами второго этажа помещены небольшие кресты. Перед входом поставлены мраморные львы, держащие гербы Шереметевых (прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу).
Внутри здания вдоль длинных фасадов находятся классы. Разделяющий их продольный коридор связывает лестницы в торцах здания.
расположен посреди регулярной части парка, примерно в центре всей усадьбы. План кирпичного здания - прямоугольник с симметричными центральными выступами на длинных фасадах. Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады. Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды. В верхние комнаты ведет лестница у торцового фасада. Внешнее убранство состоит из угловых лопаток, рельефных клинчатых архивольтов, фриза с уступчатыми пирамидками по верху стен. Планировка интерьера симметрична: почти квадратные комнаты расположены по три вдоль длинных фасадов.
обширный прямоугольный в плане комплекс кирпичных зданий замыкает усадьбу с севера. По завещанию А.Г. Шереметевой он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни. Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса. Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор. К южному корпусу со стороны двора примыкает шестнадцатигранник манежа под купольной кровлей.
Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 в. в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов. В одноэтажных корпусах щипцовые бровки над окнами сливаются в сплошную ленту.
Внутри стойла разделены проходом вдоль фасадов. В центральном корпусе (перед манежем) находились крупные светлые комнаты, предназначенные, видимо, для персонала.
Спасибо тем кто дочитал до конца и окунулся в былую мощь и красоту родных мне краёв. На прощание предоставлю вашему вниманию фото из архивных материалов того времени
Всего доброго дорогой друг и читатель!