Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как стать бурятским шаманом?

Опустим жизненный путь, который привел вас к этому вопросу. На дворе — примерно XVIII век от рождества одного иудея, и вы — в Бурятии. Так как же приобщиться к компании любителей бубнов и головокружительных путешествий в потустороннее?

Для начала нужно пройти особый обряд — "шанар". Конкретные действия отличаются от региона к региону, потому приведу наиболее интересный, на мой взгляд, вариант. Простого желания недостаточно — нужно получить разрешение от более опытных товарищей, зовущимися "великими шаманами". Один из них также присутствует на самом обряде — ибо как же можно пропустить такое увлекательное мероприятие?

Представьте себе культуру, рожденную на тянущихся до горизонта степях. В тех местах, где сухой воздух, блуждающий среди опоясывающих равнины гор, наполняет лёгкие. Где солнце светит триста дней в году — и более половины из них не греет. И новичку-шаману, являющуюся частью этой культуры, предстоит сделать следующее:

• Заколоть овечку. Вы среди кочевников, не забыли? Не пожалейте выбрать самую хорошую из всего стада — для благосклонности духов. Животное следует насадить на длинный жест задней частью, который после водрузить в землю. Видок тот ещё, но кто может вас осудить?

• Найти берёзку. Не одну. Те коротенькие мелкие деревца не подойдут — нужны высокие, примерно с четыре метра. Далее нужно отойти на приличное расстояние от юрты и расставить деревья особым образом — по девять в ряд. Оставить импровизированную "рощу" без украшений не кошерно, а потому на березы нужно навесить различные шкурки, ткань и шелк.
Самое больше дерево называют "мать-дерево". На его вершину нужно навесить гнездо из лоскутьев с яйцами из овечьей шерсти.

• Доспехи. Нужно изготовить особый рогатый головной убор из железа, с кожаной подкладкой — "майхабчи". Но оставлять голую кожу с металлом скучно — а потому украшаем изображениями змей.
Не забываем и про тело — для него понадобится красная шуба — "хэбэнэк" — с изрезанным до кусочков подолом. Накидку — "элигэбчи" — делают из дубленой кожи, на которую пришивают 25 медных колец и, вот уж неожиданность, колокольчики и бубенчики.

• Инструменты. Первое — две палки "сорби", высотой около полутора метров, на верхушках которых изображения лошадиных голов (вообще, взаимоотношения бурятов с лошадьми - отдельная тема, о которой следует написать отдельную заметку). К загривкам приделывают шаманские колокольчики — "холбого".
Второе — кожаный кнут. Плетут его из восьми рядов и украшают упомянутыми выше колокольчиками.

Допустим, все готово. Что дальше?

А дальше сам обряд. Набираем людей побольше и начинаем сам увлекательный процесс. Не забудьте привести мать с отцом — но не родных. Возьмите двух добровольцев из старшего поколения. Недалеко от места обряда роется большая яма, в которой разжигается костер. На нем, в чугунном котле, варят можжевельник, богородскую траву, пихту и древесную кору.
Великий шаман и прочие присутствующие на обряде люди ("инсугнут" — помощники при обряде) надевают обрядовые предметы и впадают в транс. Горящий очаг отбрасывает кривые тени на белые стены юрты. Древний, рождённый среди степей мотив возносился до потолка, подталкиваемый дюжиной глоток. И вот, среди странных ритуальных движений, в густом полумраке ваше сознание начинает видеть "уг гарбал тэнгри" — духов неба. Искривлённые образы наполняют разум, пока тело бьётся в экстазе. Ветер тщетно пытается задуть заженные лампады, но людям нет до этого дела. Разве возможно после этого остаться собой?

И вот действо подходит к концу. Участники обряда выходят наружу и усаживаются в ряд. В зависимости от состоятельности отдельного человека расставляют чай и водку (не удивляйтесь, русские пришли ещё в начале прошлого века). Но как только наше особое чаепитие подходит к концу, настает время для заключительной части.

Сначала идёт омовение — из костра приносят девять больших камней и на них ставят котел с водой. В нем по очереди моются великий шаман, не очень великий шаман, и все остальные присутствующие.
После козлиной кровью окрашивают крестовину на матере-дереве и под ней происходит посвящение в шаманы. На вас одевают заготовленные ранее "майхабчи" и "хэбэнэк", и вы... Правильно, снова в трансе! Но на это раз среди "шанара" — молодой шаман бегает и кружиться вокруг деревьев, пока силы его полностью не покинут.

Поздравляю, вы — шаман! И теперь вам предстоит... Впрочем, это уже выбивается из темы. Рассказ об шаманских буднях будет в иной раз.

Автор - Анатолий Купин