Отчаяние.
Для верующего человека самое страшное – потерять веру, пусть даже на короткое время. Отчаяние – это не только тяжкий и страшный грех, это еще и свидетельство нашего маловерия, гордости, самолюбия. Оно может прикрываться разными личинами. Повод для отчаяния может быть вполне благовидный, например страдания младенцев или нечто подобное этому, но результат один – вражда на Бога.
Несчастный, немощный, жалкий человечишка, на Кого ты поднимаешь свою руку?! Против Кого враждуешь?! Как в одно мгновение малодушия и маловерия ты забыл все благодеяния Божьи? Не ты ли вчера искал спасения, не ты ли просил милости, не ты ли получал чудеса и радость Неба? Как же сегодня ты бросил все эти дары в печку собственного эгоизма? А поводом этому стали твоя слабость веры и сила собственной гордости.
Ты говоришь, что Господь не слышит тебя, а сам забываешь, что не тебя, а твоей воли. Ты хочешь, чтобы все было по-твоему, а Он ради тебя поднялся на Крест для того, чтобы все было по-Божьему. Чтобы радости быть с Богом не был лишен ни один человек, пусть и самый недостойный этой радости.
Отчаяние всегда предлагает выбор: или так, как требует падший человек, или не надо никакого Бога. А как жить без Него, как дышать, где истинные любовь и радость? Неужели все это можно променять на сиюминутный ультиматум Небу? Без Бога жизнь тусклая, серая, пустая. Зачем такая жизнь? Хоть на мгновение задуматься надо, что дальше. Ну снимет тебя Спаситель с твоего тощего крестика, оставит тебя одного, как ты и просишь, а что дальше? От обступивших тебя мрака и пустоты сам полезешь на крест, да вот долезешь ли? Вряд ли. Однажды предавший предаст и еще раз. Малодушие и маловерие близко ко Кресту не подпустят.
Отчаяние – это как упасть в пропасть: сделать шаг легко, а нового шага уже не сделаешь. Огонь отчаяния сжигает за собой все мосты. Конечно, есть покаяние, исповедь, епитимья и многое другое, но я встречал людей, отчаявшихся однажды, они больше похожи на духовных инвалидов. К духовной жизни они малоспособны. И помочь таким очень трудно. Блюдите, како опасно ходите! Все мы ходим по тонким досточкам веры, а тяжесть отчаяния так велика, не проломился бы мостик. Господи, помоги!