Культура в наиболее широком смысле слова означает обусловленное историческими фактами динамическое объединение. Для него характерно постоянное обновление в различных направлениях общественной жизни людей. С течением времени меняются принципы, способы, результаты активного творческого процесса жизнедеятельности.
Узкое понимание значения культуры – активная творческая деятельность, направленная на распределение, создание и потребление духовных ценностей человека. В самом широком смысле культура – это процесс формирования экологического, политического, общеобразовательного, экономического мировоззрения. Существуют такие понятия, как культура общения, корпоративная культура, физкультура и прочие. В зависимости от сферы культуры выделяют:
- Техническую. Включает в себя процесс развития и достижения целей в области материального, духовного сектора;
- Нормативную. Основывается на нормах и ценностях жизни человека. В основе формирования – страна проживания, политические устои;
- Историческую. Это унаследованный социальный опыт поколений, который совершенствуется и передается от предков к потомкам;
- Ценностную. Процесс практической реализации общих для людей понятий ценности в области ведения совместной деятельности, взаимоотношений между индивидами;
- Деятельностную. Базируется на осуществлении творческой деятельности, охватывает материальный, духовный сектор.
Предмет и функционал культуры
Задание культурного воспитания человека – сформировать всестороннее понимание основных человеческих ценностей. В науке различают следующие функции :
- Социальную. Индивид усваивает основные ценности, нормы поведения, знания. Человек приучается к общепринятым канонам, совершенствуется и развивается в процессе взаимодействия с другими людьми;
- Информативную. Происходит обмен информацией между членами общества, старшее поколение передает знания и навыки подросткам, детям. Учителя передают навыки студентам, ученикам;
- Нормативную. Также называют регулятивной функцией. Формируется система нормативов и требований к каждому участнику общественной жизни. Воспитывается мораль, уважение к правилам, законам;
- Оценочную. Каждый человек в процессе становления личности дифференцирует для себя ценностные понятия, обогащает традиции;
- Познавательную. Формируется общее представление о нации; духовная сфера, восприятие государственных, народных обычаев;
- Гуманистическую. Культура ложится в основу формирования мировоззрения; человек учится реагировать на различные события, поступки других людей, не нарушая рамки приличия.
Культура как процесс для общества
В широком смысле слова под культурой понимают три глобальных процесса, происходящих в обществе:
- Материальный процесс . Вещи, окружающие индивида, предметы. Они помогают удовлетворить потребности человека. Сюда относится процесс производства, изготовления, коммуникации, получение навыков, опыта.
- Духовный процесс . Духовные ценности и творческая деятельность, нацеленная на их развитие. Это научные, религиозные, политические, правовые действия, моральные устои и нормы.
- Социальный процесс . Культура обеспечивает нормализацию сосуществования людей различных наций, взглядов, религий.
Разделение материальной и духовной культуры считается условным.