(Продолжение. Начало - здесь)
Глава четвертая
Когда граф Монтекристо вошел в зал Королевского дворца в Кёнигсберге, где собрались немецкие офицеры, последние дружно вскочили и застыли по стойке «смирно». Граф подошел к Герхарду фон Шарнхорсту, поздоровался с ним за руку и произнес:
— Вольно. Господин генерал, представьте меня, пожалуйста, вашим товарищам.
— Господа, разрешите представить: генерал Александр Куравлев, граф Монтекристо. Назначен императором Александром временно исполнять обязанности генерал-губернатора Восточной Пруссии для организации нормального функционирования этой территории в рамках Российской империи.
Герхард фон Шарнхорст повернулся к своим офицерам.
— Август Вильгельм Антониус Нейтхардт фон Гне́йзенау
— Леопольд Герман Людвиг фон Бойен
— Карл Вильгельм Георг фон Грольман
— Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц
— Эти офицеры представляют цвет прусской армии.
Каждый из называемых офицеров при произношении его имени четко кивал головой и громко щелкал каблуками сапог.
— Рад знакомству, господа. Присаживайтесь, — кивнул граф Монтекристо на стол. — Побеседуем.
Пока немецкие генералы рассаживались, граф подошел к окну и взглянул на темные воды реки Преголь, протекающей под стенами замка. Некоторое время он задумчиво любовался видом из окна, затер резко повернулся к немецким генералам.
— Как идет набор личного состава? — спросил он у Герхарда фон Шарнхорста.
— Пятнадцать тысяч человек отобраны. Контингент отличный. Почти у всех есть боевой опыт. Структурно — усиленная дивизия из пяти полков по три тысячи человек.
— Отлично. Вы не теряете времени зря. Я, как и обещал в письме, прибыл не с пустыми руками. Привез деньги. Теперь вы можете официально оформлять людей и выдавать им аванс. Кроме того, на подходе обоз с новым оружием. Пятнадцать тысяч стволов и достаточный на первое время запас патронов. Заканчивайте организационные мероприятия, размещайте людей по казармам и немедленно начинайте обучение. Инструктора по новому оружию прибудут с обозом. Они знают немецкий. Но вы в процессе подготовки солдат обратите внимание на русский язык. Хотя бы две сотни базовых слов. Это необходимо для боевого взаимодействия ваших солдат с русскими. Возможно, уже очень скоро ваша армия будет задействована вместе с русскими войсками против реального противника.
— Какого? — хором выдавили немецкие генералы.
— Пока это держится в строгом секрете. Но вы грамотные стратеги и без труда догадаетесь сами.
Немецкие военачальники понимающе переглянулись.
— Вы определились с тактикой применения нового оружия с учетом его технических характеристик?
— Разрешите мне? — спросил Карл Клаузевиц. — Я занимался этим вопросом.
— Приступайте, — кивнул граф Монтекристо.
— Учитывая скорострельность, запас патронов и эффективную дальность стрельбы новых винтовок считаю, что при действиях против кавалерии наиболее действенной будет тактика пехотных каре, в котором самые меткие стрелки выставляются по внешнему периметру, а остальные обеспечивают быструю перезарядку винтовок стреляющих. Таким образом будет обеспечен просто убийственный темп огня, который не позволит вражеской кавалерии даже приблизиться к каре. Эта же тактика подойдет и при действиях против пехоты, не позволяя вражеским колоннам сблизиться на штыковой удар, чреватый серьезными потерями для обороняющихся. При сильном артиллерийском воздействии противника предлагается разместить солдат в специально вырытых траншеях, в которых потери от вражеских ядер будут сведены к минимуму. При этом дальность стрельбы винтовок позволит доставать пушкарей беспокоящим огнем из траншей. Если в этой ситуации противник попытается применить свою кавалерию, то, помимо огромных потерь от ружейного огня, кавалерия, даже если доберется чудом до траншей, не сможет добраться до солдат, укрывшихся на дне траншеи. Пехоте же при таком темпе огня добраться до линии траншей будет очень проблематично.
Граф Монтекристо удивленно приподнял правую бровь.
— Браво, генерал! Очень толково. Вот подобной тактике вам и следует обучить ваших солдат максимально быстро. Учите с применением боевых патронов. Нéчего их жалеть. Через неделю подойдет еще один обоз с боеприпасами.
— Мы уже продумали программу обучения. Подготовка будет идти достаточно быстро.
— Очень хорошо. Однако, помимо армейских дел, вам следует позаботиться и об организации жизни гражданского населения. Жандармерия, мэры городов и все такое прочее.
— Что нам говорить представителям населения? — спросил фон Гнейзенау. — Какой политики будут придерживаться русские оккупационные власти?
— Пусть каждый занимается своим делом. Крестьяне — работают в полях, мануфактурщики — в цехах, рыбаки — в море. Купцы — торгуют. С присоединением к России Восточная Пруссия получила целый ряд преимуществ и плюсов. Во-первых, спокойную жизнь на обозримую перспективу под защитой сильнейшей на данный момент армии Европы. Новые огромные рынки сбыта для ваших товаров. Полное самоуправление без всяких царских чиновников. Освобождение от налогов на три года. Да-да, мне удалось решить этот вопрос. Наконец, свобода передвижения и торговли по всей Европе. Ибо договор с Наполеоном не накладывает никаких ограничений по данному вопросу на российских подданных, которыми вы теперь являетесь. Из минусов — потеря независимости. Но потеряли вы ее не сейчас и не из-за России. Пытаться возвращать ее в настоящее время — самоубийство. Так что поживите пока спокойно под крылом могучей русской империи. В конце концов, Наполеон не вечен. И когда Творец призовет его, вы должны быть во всеоружии. А дальше, как говаривал наш полковой доктор, вскрытие покажет.
Немцы рассмеялись и оживленно зашевелились. Чувствовалось, что услышанное от русского генерал-губернатора им понравилось. Граф Монтекристо продолжил.
— И еще одно. Наши войска, сидящие здесь по крепостям — это не оккупационные войска. Россия не оккупировала Восточную Пруссию. Напротив, она сумела выдавить отсюда тех, кто ее оккупировал. И присутствие здесь русских войск — всего лишь гарантия того, что Наполеон больше никогда не повернет свою армию на восток. В ваши дела наши войска лезть не будут. У них другие задачи. Вот в таком вот духе и следует настраивать местное население. Русские — не оккупанты, а, скорее, дружеские и союзные войска на вашей территории. Это позволит свести к минимуму или вовсе избежать конфликтных ситуаций между русскими солдатами и местными. Нам такие ситуации совершенно ни к чему.
Немецкие генералы согласно закивали головами.
— Не буду вас задерживать, господа. Первым делом позаботьтесь о встрече обоза с оружием.
Когда генералы начали подниматься со своих мест, генерал-губернатор добавил:
— А вас, фон Шарнхорст, я попрошу остаться.
И почему-то усмехнулся при этом.
(Продолжение - тут. Предыдущая часть - здесь)