Сегодня трудно представить, а для кого-то удивительно вспомнить, что поход в химчистку для советского человека превращался в настоящее приключение с непредсказуемым сюжетом и, как правило, нерадостным итогом.
Текст карикатуры:
- Ну и тип попался - полгода требовал, чтобы брюки почистили, а теперь ходит, клянчит, чтобы мы их разыскали.
Если у тебя не было знакомого мастера, рассчитывать на качественную чистку, да и вообще на возврат вещи в целости и сохранности, не приходилось.
Сотрудники химчистки, как и все остальные советские работники, не несли личной ответственности ни за качество работы, ни за лояльность клиентуры, ни за доходность предприятия. А потому стремления выполнять свою работу на «отлично» не было ни у кого. Ну, разве, что у молодых специалистов. Недолго!
А книга жалоб мало кого пугала в торговле, общепите и сфере обслуживания. Не зря «Крокодил» откровенно насмехался над возможностями и значением этого бессмысленного документа.
Текст карикатуры:
- Говорили, что не выводите чернила... А куда же делась моя вчерашняя запись в книге жалоб?
Советский человек относил вещи в химчистку от безысходности. Нормальных средств для стирки или вывода пятен дома ни у кого не было, а потому приходилось рассчитывать на «профессионалов». А среди них нередко отказывались настоящие ворюги.
Текст карикатуры:
- Да что вы так убиваетесь? Может, она к вам еще вернется.
Потеря и подмена вещей в химчистках происходила во все времена и повсеместно. В газетных фельетонах и в карикатурах авторы даже не намекали, а прямо утверждали, что в домах быта и комбинатах бытового обслуживания процветает воровство.
Пострадавшим людям некуда обращаться, разве что писать письма в «Крокодил». Вот одно из них, ставшее темой очередной карикатуры:
«В химчистку Дома быта г. Череповца мною был сдан полушубок, который, как мне заявили, пропал. И это не единственный случай, а довольно частое явление».
А вот еще одно похожее письмо, также вдохновившее художника-карикатуриста:
«В январе 1982 года я сдал в приемный пункт харьковского объединения «Химчистка одежда» полупальто из овчины, а через два с половиной месяца вместо него мне вручили денежный перевод. Заглянул я в квитанцию и глазам не поверил: мой полушубок, который и в носке-то был всего одну зиму, при приеме в чистку был оценен лишь в 30 рублей. А потом вместе с другими дефицитными вещами с фабрики «пропал». Директор сжалилась надо мной, выписала мне за полушубок 52 рубля, приговаривая: «И судиться будешь – больше не получишь».
Текст карикатуры:
- Клава! Появилась дубленочка твоего размера. Терять или не терять?
В итоге, кто-то относил домой краденые вещи, а с пострадавшими расплачивалось государство.
Даже получив свою одежду обратно, можно было не досчитать пуговиц, которые, как и всё в СССР 70-80-х были в дефиците.
Текст карикатуры:
- Кто за то, чтобы в химчистках не срезали пуговицы?
КЛИЕНТ - Я!
Конечно, гораздо чаще вещь возвращали. Иногда точно в таком же виде. То есть со всеми пятнами.
И многие даже радовались, что получили свою вещь обратно, пусть и не очищенную, зато не севшую на два размера, или полностью обесцвеченную.
Отсутствие конкуренции неизбежно приводит к вырождению. Будь это биология, экономика или политика. Неважно…
Сегодня представить типичную советскую химчистку невозможно. Никто в здравом уме не пойдет в нее. А отдаст свою шубу в «хорошие руки».
Какая карикатура понравилась больше всего? Пишите в комментариях!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: