Мой отец - Петр Михайлович Иванов 1916 года рождения. В армию его призвали еще до войны Ртищевским РВК Саратовской области. В 1939 году, будучи лейтенантом, он участвовал в Финской войне, с декабря 1941 года воевал на Волховском фронте. Командовал стрелковой ротой.
Вот как выглядит его официальное представление к награде: «Товарищ Иванов Петр Михайлович дисциплинирован, политически и морально устойчив, требователен к себе и подчиненным. Во время наступательных боев батальона командовал стрелковой ротой с 8 по 12 сентября. Он вместе со своим подразделением продвинулся более чем на километр в районе Синявино. Несмотря на сильный огонь со стороны противника поднимал солдат в атаку. В результате боев был ранен, но продолжал командовать. Его подразделение уничтожило много живой силы противника. Лично товарищ Иванов из своего автомата уничтожил до 40 фашистов, проявил мужество и отвагу». Закончил он войну в звании капитана.
Мы, дети, часто просили отца: - "Расскажи про войну! Страшно было убивать, стрелять в людей?"
Он не отвечал на такие вопросы. И вообще не любил говорить о войне.
- Но однажды признался, что пришлось застрелить своего же солдата, труса, который во время боя сеял панику среди бойцов и побежал в сторону немцев.
- - Вот это страшно! - сказал он.
Рассказал и про свою личную переводчицу, немку по национальности. Жалел ее. Возможно, у них был роман. Но в одном из боев ее убило шальной пулей.
Я была совсем маленькой, когда отец принес из леса грибы и попросил меня посмотреть его голову, нет ли в волосах клещей. Мамы дома не было. Я раздвинула волосы, и мой палец наполовину ушел в ямку у него на голове. Оказалось, она осталась после ранения.
Отец после того ранения целый месяц лежал в коме, но выжил, даже не потерял память. Зажившие раны не мешали ему до конца жизни работать. И он никому не отказывал в помощи: забор починить, крышу покрыть.
- Отец умер в 1990 году. Хоронить его пришлось мне. В городе в то время не работало даже бюро ритуальных услуг. В морге катафалк не дали. Нужна была машина, чтобы отвезти гроб с телом на кладбище.
Пошла в военкомат - Отказали.
Побежала в автобазу - тоже отказ.
Голосовала на дороге, ловила встречные грузовики. Никто не останавливался.
Время шло, в столовой были заказаны поминки.
Обратилась к начальнику железнодорожной станции, где отец работал. Тоже отказывает.
- Смотрю: мама рядом со мной стоит, словно окаменелая, голову опустила, ей плохо совсем стало.
Тут мои нервы не выдержали, и я закричала: - "Ну что же, мне гроб с телом на своих плечах нести? Он же у вас много лет работал, воевал за вас!"
Все-таки сердце начальника дрогнуло - стал кому-то звонить.
- Машину долго ждали и не надеялись уже ее увидеть, но приехала. Вот так я хоронила защитника Родины в 1990 году. Горько вспоминать.
И я считаю, что черствость и бессердечие людей убивают не хуже пули.