Самые известные книги Ричарда Докинза — «Эгоистичный ген», «Расширенный фенотип», «Бог как иллюзия» — хоть и считаются научно-популярными и написаны действительно популярно, но по сути своей являются либо публицистическими, как «Бог как иллюзия», либо вполне серьёзными научными трудами, как «Эгоистичный ген» и «Расширенный фенотип».
Однако есть у него и «по-настоящему» научно-популярные книги, рассчитанные не на коллег-учёных, а именно на ту часть «любопытствующей публики», которая хочет узнать что-то новое об эволюционной биологии. Именно им и будут посвящены этот и следующий обзоры.
«Рассказ предка»: новый подход к истории жизни
Историй жизни на Земле написано довольно много. Почти все они идут в прямом хронологическом порядке — начинаются от зарождения первых живых организмов и заканчивая появлением человека.
Такой подход, однако, страдает очевидным недостатком. Он создаёт впечатление, что у эволюции есть цель, и эта цель — создание человека. Но с равным успехом можно считать вершиной эволюции африканского слона, синего кита, стрижа, медоносную пчелу и вообще любой современный вид. В конце концов, любой вид — конец длинной эволюционной цепочки от общего предка всего живого до современного вида.
Чтобы избавиться от этого недостатка, Докинз ведёт свой рассказ в обратной хронологии — от человека к истокам жизни. В принципе ничто не мешало начать не от человека, а от яблони, слона или осьминога. Просто так уж вышло, что писал автор для людей, а их больше всего интересуют люди.
Итак, мы, люди, отправляемся назад во времени в паломничество к истокам жизни подобно паломникам из «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера. И подобно им, на эволюционных «развилках» нас ждут 40 рандеву, где мы встретим других паломников — от шимпанзе и бонобо до архей и бактерий, и выслушаем их рассказы…
«Самое грандиозное шоу на Земле»: самое полное собрание доказательств эволюции
Эволюция — неоспоримый факт, сомнений в этом нет ни у кого из учёных-биологов. Однако этот факт почему-то довольно труден для восприятия и понимания, до сих пор находится достаточное количество агрессивных невежд, ничего не смыслящих в биологии, но при этом почему-то считающих своим долгом заявить, что «никакой эволюции нет».
На самом деле это довольно странный и любопытный феномен — ведь никто же (за исключением ровно одного человека) не берётся отрицать, например, гравитацию. При том, что простой факт эволюции не менее очевиден, хотя описывающие этот факт теории могут быть довольно сложны для понимания.
Свою книгу «Самое грандиозное шоу на Земле» Ричард Докинз начинает с размышлений о том, почему так непросто даётся понимание простого факта эволюции и почему так долго, до середины XIX века, пришлось ждать первой описывающей её научной теории.
Основная часть книги посвящена разным группам доказательств эволюции — от геологии до эмбриологии, а в последней главе автор довольно подробно, буквально по словам, разбирает знаменитое заключение «Происхождения видов» Дарвина и рассказывает, что, собственно, изменилось в биологии со времён Дарвина. А изменилось почти всё.
«Слепой часовщик»: как работает отбор
Главная движущая сила эволюции — отбор. Именно отбору посвящена эта книга. Она рассказывает о его возможностях как на примере почти игровых моделей, так и на примере реальных организмов.
За ту треть века, что прошла с её написания, биология, естественно, шагнула далеко вперёд — если во второй половине 80-х биологи только-только научились различать на хромосомах отдельные гены, то сейчас уровень «разрешающей способности» генетики — отдельные нуклеотиды.
Однако это вовсе не означает, что книга устарела, потому что в ней Ричард Докинз отвечает на вопросы, ответы на которые уже не устареют. Чем отличается живое от неживого? Как отбор делает из простого сложное? Случайны ли пути эволюции и как возникает конвергенция?
Три заключительные главы «Часовщика» посвящены биологическим теориям — теории прерывистого равновесия, кладистике и тому, почему именно кладистический подход, в отличие от прочих, позволяет построить классификацию, которая может претендовать на истинность, а не только удобство. В самой последней, 11 главе, Докинз разбирает альтернативные теории эволюции и показывает, почему они не могут соперничать с теориями основанными на естественном отборе.
Эти три книги — одни из первых, написанных Ричардом Докинзом после «Эгоистичного гена» и «Расширенного фенотипа», но есть и другие, более поздние. О них я расскажу в следующем, последнем обзоре. А пока — приятного чтения!
Предыдущие обзоры книг Ричарда Докинза: