Найти тему
Киноамнезия

Советская экранизация «Хоббита»: нужно ли возрождать телеспектакли

Оглавление

Сказка Толкина и «Орех Кракатук» - яркие представители своего жанра

На этой неделе у меня случилось нежданное путешествие – я посмотрел советскую экранизацию книги Толкина "Хоббит, или туда и обратно". Один час и пять минут пролетели не заметно. Безусловно, местами это было немного наивное произведение, с немного нелепыми костюмами, но превосходной актёрской игрой. Во время просмотра мне показалось, что я прикоснулся к чему-то навсегда ушедшему и забытому. Речь идёт о телеспектакле. Именно в этом жанре советский режиссёр-постановщик Владимир Латышев снял своего «Хоббита». После просмотра я понял, что скучаю по такой экранизации произведений писателей. Невольно возник вопрос: «Стоит ли в современной России возрождать телеспектакли?»

Стоит ли сравнивать советского "Хоббита" с кинотрилогией Джексона?
Стоит ли сравнивать советского "Хоббита" с кинотрилогией Джексона?

Когда нежданное путешествие случилось на одной сцене...

Для начала мне хотелось бы сказать спасибо творческому коллективу «5 канала», который залил на YouTube телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита». Ребята, вы молодцы! Вы внесли свой вклад в популяризацию давно забытого жанра.

Чем примечателен советский "Хоббит"? Конечно, актёрской игрой и созданием нужной атмосферы для просмотра необычного для наших дней фильма. Настоящим волшебником в этой сказке стал Зиновий Гердт, которому в телеспектакле досталась роль автора.

Гердт – талантище. Он своим вступлением погружает зрителя в сказку. Его подача материала – превосходна. Голос, мимика, интонация – все на высшем уровне. Слушая Гердта, мысленно оказываешься в Шире недалеко от Бильбо Беггинса, который курит трубку и желает «Доброе утро» ворчливому волшебнику.

Собственно, поговорим о самом Шире, окрашенным советским воображением. По данным «5 канала», телеспектакль снимался в 1985 году в седьмой студии Ленинградского телецентра, в то время являвшейся одним из самых оснащенных аппаратно-студийных блоков на советском ТВ. На спектакле впервые была применена технология двойной рир-проекции, поэтому Шир получился великолепным.

Зиновий Гердт в роли автора в телеспектакле  «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита». Кадр из телеспектакля
Зиновий Гердт в роли автора в телеспектакле «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита». Кадр из телеспектакля

Кто-то скажет, что до раскрученной трилогии Джексона ему далеко. Не стоит забывать о том, что через призму «хорошо» или «плохо» мы рассматриваем телеспектакль. Сравнивать его с голливудским блокбастером – все равно, что поедать блины японскими палочками.

Шир, как и нора Бильбо Бэгинса, а также все дальнейшие декорации, – хороши. Они создают нужную атмосферу для зрителя. Понравились мне в телеспектакле и песни. Особенно про мытьё посуды в норе Бильбо. Теперь я понимаю, чем вдохновлялись мастера дубляжа, озвучивая песни в кинотрилогии «Хоббит».

Безусловно, мне потребовалось время, чтобы отбросить в сторону персонажей из фэнтези Джексона. Сначала мне показалось странным, что волшебник Гэндальф в исполнении Ивана Краско сияет словно новогодняя ёлка, а Торин Дубощит, которого сыграл Анатолий Равикович, одет в яркий костюм гнома из сказок братьев Гримм.

Гэндальф. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Гэндальф. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

Но затем я понял, что костюмеры вдохновлялись книгой Толкина. Также они руководствовались тем, что режиссёр-постановщик снимает сказку, а не блокбастер про крутых мужиков в форме. Поэтому в советском «Хоббите» волшебник в блёстках, а гномы похожи на сказочных гномов.

Что касается самого Бильбо Бэггинса, то в советской сказке, он ближе к книге Толкина, чем в американской трилогии. Михаил Данилов прекрасно сыграл взломщика – он немного наивный, при этом рассудительный и готовый совершать для себя неожиданные подвиги.

Бильбо Бэггинс ( в центре) и гномы. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Бильбо Бэггинс ( в центре) и гномы. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

Обрадовал меня в советском телеспектакле и Голлум, которого сыграл Игорь Дмитриев. По моим ощущениям, образ получился смешанным: что-то было взято от милляровской Бабы Яги, что-то от водяного из «Летучего корабля». Ну а что вы хотите, когда в книге Толкина про Голлума сказано: «большая скользка тварь». Как написано, так и показали.

Голлум. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Голлум. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

Мне понравилось, что Голлум в исполнении Дмитриева получился не злым, а немного глупым, пребывающим в легком старческом маразме. Дети над ним посмеются, но не испугаются. И это хорошо.

Когда только туда…

«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» можно поставить в один ряд с ещё одним забытым телеспектаклем «Орех Кракатук» (ссылка на материал "Киноамнезии"), в котором также сыграл Зиновий Гердт. Компанию ему составили Ирина Понаровская, Марис Лиепа, Ия Нинидзе.

Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

После увиденного, я поймал себя на мысли, что соскучился по телеспектаклям. На мой взгляд, этот жанр сейчас актуален: многие театры либо закрыты, либо работают с ограничениями. Можно было бы снять с десяток телеспектаклей и показывать их зрителям. Думаю, они нашли свою аудиторию.

Другой вопрос: «А нужно ли это делать?». Я могут быть неправ, но, по сугубо моим личным ощущениям, в стране не осталось режиссёров-постановщиков, которые могут создать в жанре телеспектакля нечто подобное, как «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита».

Дракон Смог. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Дракон Смог. Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

Бабла на таком творчестве вряд ли поднимешь. Подражание Голливуду тут неуместно. Советский «Хоббит» хорош именно тем, что не похож на трилогию Джексона. В этом его неистовая прелесть. Это другая сказка - со своим смыслом и героями. Представляю, что получилось на выходе, если бы сегодня телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» поставил режиссёр «Непосредственно Кахи». Уверен, от увиденного мы бы поджали губы, мысленно произнеся: «Катастрофа».

Ещё одна проблема заключается в том, что не осталось актёров, способных вытянуть такой жанр. У нас все дарования заточены под стандарты Голливуда и быстрое получение гонораров. Сегодня многие в кино попадают по блату, а не за наличие актёрского таланта. Поэтому нет никого, кто бы мог, как Гердт, интонацией, голосом и мимикой вовлечь аудиторию в мир волшебства и хорошей актёрской игры. Даже Безрукову это не под силу.

Торин Дубощит (в центре). Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Торин Дубощит (в центре). Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

К сожалению, телеспектакли стали толкинвским путешествием туда, но никак ни обратно. Этот жанр из Серой Гавани уплыл в Валинор – страны, из которой нет возврата.

Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»
Кадр из телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

Буратино против Пиноккио: что лучше – советский фильм-сказка или диснеевский мультфильм

Неизвестный Щелкунчик: куда с экранов пропала сказка с Понаровской, Гердтом и Лиепой?

Неподдающийся Щелкунчик: почему эта рождественская история вызывает отвращение, а не восхищение?

Алиса против Алисы: почему советская сказка про «Страну чудес» лучше диснеевского мультфильма

Забытые мультфильмы, которые вернут взрослых в детство

Советские мультфильмы, которые взрослым нельзя смотреть трезвыми