Кротость.
Большая беда нашего времени – отсутствие образов. Ну где посмотреть на кроткого человека? Полюбовался бы, на кротость смотреть уже радость и утешение. Вот только мало таких людей, почти нет. Весь мир, и мы, христиане, вслед за ним, все стремятся к дерзости, вольности, раскованности. Все святые единодушно предупреждали о пагубности такого стремления. От дерзости душа сохнет. Это как короста, отдирается с кровью, больно.
Каждый человек в той или иной степени немного зверь. Иногда так укусишь ближнего, что себе удивляешься. Это чтобы мы себя опасались. Вот и нужен намордничек, крепкий, ладный. Это и есть кротость. Редкий товар. Вот что пишет о кротости святитель Игнатий Брянчанинов: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: "кротость". "Блаженни кротции, – возвестил Спаситель, – яко тии наследят землю"» (Мф. 5:5).
Какая это земля?.. После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19). То есть в действительности управлять собой может только человек кроткий, укротивший себя, имеющий власть над собой. Сила такого человека чувствуется издалека. Самообладание, хорошее слово.
Кроткие люди, кроме силы, имеют еще и редкую красоту. Звериное уступает место человеческому, а сотворен человек очень красивым, совершенным. Кротость это потерянное совершенство возвращает, разглаживает морщины гордости и самолюбия на душе. На такую душу можно любоваться. Когда пересматриваешь фотографии уже ушедших таких подвижников, душа наполняется их отражением. Точнее говоря, тем светом, который отражался в их зеркально чистых душах. В книгах святых заметна эта особая тщательность, каждая складочка разглаживается покаянием, терпением, смирением.
Пока душа человека не выглажена, не укрощена, не успокоена, она не может отразить красоту и величие Неба. В зеркалах таких душ и мы можем разглядеть свои морщины получше, вот только где найти такие спасительные зеркала?